Марат Ахметжанов: Есть тенденция, если не дать взятку, нельзя устроиться на работу
Кто бы мог подумать, что еще пару месяцев назад никто в парламенте не мог допустить даже мысли о ныне звучавших вопросах. Но депутатское кресло в центре зала пленарных заседаний, на которое всегда было обращено все подобострастное внимание присутствующих, теперь пустовало
В среду, 16 февраля, председатель Агентства по противодействию коррупции Марат Ахметжанов принес на пленарное заседание многообещающий, на первый взгляд, законопроект. В нем прописали нормы, которых либерально настроенные граждане ждали давно. Это и контроль расходов и доходов чиновников, и увольнение с государственной службы за необоснованное обогащение, и прочие новеллы. Депутаты и журналисты слушали Ахметжанова внимательно, но в голове держали мысль о том, что вызывало у главного борца с коррупцией тревожное состояние, заставившее его в конце концов сбежать от повышенного обещанного внимания.
Читайте также: План правительства по борьбе с инфляцией состоит всего из двух пунктов
Эта среда была необычным днем и для нового спикера нижней палаты Ерлана Кошанова. Совсем недавно он взошел … не на трон, конечно, а на парламентскую сцену, где за столом, вместе с вице-спикерами, модерирует пленарное заседание. Журналисты же ждали его в фойе, чтобы попробовать взять интервью.
- При необоснованном превышении расходов граждан над их законным доходом, помимо 10%-го индивидуального подоходного налога, предусмотренного действующим законодательством, предлагаем усилить ответственность госслужащих. В частности, если разница в расходах и доходах чиновников превысит 1000 МРП, будет рассмотрена фискальная санкция. То есть 90% от суммы разницы возвращается в качестве административного штрафа. Если же эта разница превышает годовой доход, и госслужащий не может объяснить, откуда он взял, рассматривается карьерное наказание: он будет уволен с госслужбы на три года по отрицательным мотивам, - читал доклад депутатам Марат Ахметжанов.
Депутату Гани Ташкараеву не понравилось, что согласно нормам законопроекта, чиновника могут уволить только если сумма расхождения его доходов и расходов превышает размер годового дохода.
- Почему если мы говорим о нетерпимости к коррупции, вы предлагаете увольнять только при значительном расхождении? – спросил Ташкараев
Ахметжанов ответил, что будет неправильным устраивать гонения за незначительные расхождения. Ташкараев спорить не стал быть может потому, что контролировать расходы и доходы чиновников разработчики законопроекта собираются только с 2026 года. Это значит, что женам и токалкам госслужащих можно пока не удалять Инстаграм-аккаунты, где они так любят хвастаться прогулками по брендовым заграничным магазинам.
Депутатов фракции «Ак жол» интересовала другая сторона вопроса. В своем докладе Ахметжанов сообщил, что законопроект предусматривает сохранение тайны сведений о лице, сообщившем о коррупции. Виновный в ее разглашении будет нести уголовную ответственность. Чтобы исключить риски гонений на работе разработчики предлагают рассматривать вопросы о наложении дисциплинарных взысканий в отношении информаторов о коррупции на заседаниях коллегиального органа с участием представителя антикоррупционной службы.
Депутат Дания Еспаева заметила, что нормой, дающей информатору безусловный иммунитет, могут воспользоваться недобросовестные работники с целью манипуляций.
- Мной и моим коллегой Дюсембиновым были внесены поправки об исключении статьи 52 Трудового кодекса из основания применения к работнику особого режима рассмотрения его спора. Данная поправка находится на заключении правительства. Какая у вас позиция? – спросила Еспаева.
- Есть разные риски, потому что это новелла. Это лица, которые разоблачают коррупцию, на сегодня, к сожалению, их трудовые права, в том числе не защищены. Поэтому при таких ситуациях, которые вы сказали, когда (информатор-РЕД) совершил какое-то дсициплинарное, уголовное правонарушение, именно сотрудники (антикора-РЕД) не обладают императивными полномочиями находясь в этой комиссии. Если гонения действительно имеют место за то, что он разоблачил коррупцию, тогда он будет под защитой государства. Сегодня это проблема. Люди не хотят сообщать о коррупции. У нас со времен советской эпохи к этим людям негативное отношение, они чувствуют себя белыми воронами в коллективе. Поэтому не только физическая, но и моральная поддержка им нужна.
- Я не согласна с вашей позицией, - возразила Еспаева
- Я предлагаю принять в этой редакции, - настоял Ахметжанов.
Помочь ему вдруг вызвался спикер палаты, видимо совсем позабыв, где он теперь работает.
- Я думаю, окончательную позицию мы получим, когда будет заключение правительства. Так, Дания Мадиевна? – сказал Кошанов.
Ситуация не понравилась лидеру акжоловцев Азату Перуашеву, и он, нарушая регламент, стал возражать с места.
- Микрофон включите Перуашеву, хотя это нарушение регламента, - попросил Кошанов.
- Заключение правительства не будет императивной нормой для нас, поскольку депутаты направляют поправки на заключение правительства только в том случае, если эти поправки касаются увеличения расходной части либо сокращения доходной части бюджета. Поэтому даже если заключение правительства по поправке депутатов будет отрицательным, это не отменяет наше право спорить и настаивать на ней , добиваться ее рассмотрения правильно, - сказал Перуашев.
- Хорошо. В любом случае, решение будет принимать палата. Так? – быстро перестроился Кошанов.
Ему кивнули. На лице спикера читалось раздражение.
Ахметжанов тем временем продолжал убеждать парламентариев, что защита информаторов о коррупции в госсекторе необходима.
- В госуправлении есть такая тенденция: если не дать взятку, нельзя устроиться на работу и так далее. Мы должны это признать. Дать взятку и решить свой вопрос – это намного оптимальнее. Поэтому задача - искоренить эту схему, - говорил он.
С места снова кто-то стал возражать.
- Если у вас есть вопросы, запишитесь, пожалуйста, - строго отрезал спикер, и дал слово нуротановским депутатам.
Парламентарии находили крамолу в том, что нормы законопроекта дают право восстановления на госслужбе через 3 года лицам, у которых были выявлены необоснованные доходы. В антикоррупционном ведомстве считают, что это только для того, чтобы сохранить на госсулужбе профессиональные кадры.
- Получается, что через каждые 3 года можно профессиональному кадру восстанавливаться на госслужбе, и таким образом между госслужбой и еще каким-то трудом функционировать. Стремление к сохранению профессиональных кадров не входит ли в противотечение со стремлением достижения нулевой терпимости к коррупции? – не понимала депутат Ирина Унжакова.
Ахметжанов сумбурно отвечал, что в проекте закона все прописано так, как нужно. За это время настроение акжоловца Азата Перуашева изменилось, он записался в очередь на вопросы и, наконец-то, получил возможность высказаться.
- Приношу извинения за себя, за коллегу по партии за то, что мы вышли за рамки регламента в ходе обсуждения. Постараемся впредь не нарушать регламент, соблюдать его, - сказал он.
Перуашев предложил ввести в антикоррупционное законодательство нормы о корпоративной коррупции. Ахмежанов ответил, что это совсем другая тема, но он не против обсуждений в рамках другого законопроекта. Главный же вопрос Перуашева касался перспектив возвращения выведенных из Казахстана денег.
- Вчера стало известно, что Узбекистан добился возвращения из офшорных зон порядка 130 млн долларов, выведенных незаконным путем Гульнар Каримовой, что ли ? У нас было поручение президента о возврате незаконных средств из офшоров. В данном законопроекте какие-то конкретные механизмы прописываются или нет? – спрашивал Перуашев, хотя, конечно, знал, что ничего подобного в этом законопроекте не прописали.
Было понятно и без отсылки к дочке узбекского экс-президента, о чьих именно денежных переводах за бугор он говорил.
- Узнать – одно, но нужны правовые основания для возврата, - отвечал Ахметжанов. - Этот законопроект вне поля уголовного – необоснованное обогащения. Когда вопрос подтвержден административным взысканием, это основа для изъятия этих активов. (… ) Нам сегодня, когда мы направляем (запрос за рубеж - РЕД), говорят: вы докажите, что эти финансы, каким путем и где незаконно получены . Вот самое главное, а не само лицо, которое привлекается у нас по каким-то статьям. Вот поэтому очень важно финансовое расследование по этому вопросу.
Кто бы мог подумать, что еще пару месяцев назад никто в парламенте не мог допустить даже мысли о ныне звучавших вопросах. Но депутатское кресло в центре зала пленарных заседаний, на которое всегда было обращено все подобострастное внимание присутствующих, теперь пустовало. Следом за Перуашевым занял очередь на аналогичный вопрос другой бравый правдоруб Ерлан Саиров.
- Наш народ хочет знать. Когда будет результат? Есть ли механизмы возврата? Когда мы увидим конкретный результат? – не унимался он.
- Когда мы докажем, что это грязные деньги, тогда можно начать процесс возврата, - отвечал Ахметжанов.
В фойе на главу антикоррупционной службы набросились с этими же вопросами журналисты. Ничего нового и конкретного Ахметжанов им тоже не сообщил. Парламентским репортерам, наученным после пленарки встречать спикера палаты у отдельной двери в компании охранников, обнаружить Ерлана Кошанова не удалось. Он предпочел затеряться в толпе коллег, чтобы избежать интервью, но его журналисты все равно заметили, а когда спохватились, столкнулись с его охраной.