Переехавшие. Что делают российские специалисты в Казахстане
На днях вице-министр труда и соцзащиты населения Ержан Биржанов сообщил, что на 30 марта в Казахстане находятся более 101 тысячи граждан России. Сколько из них проживает давно и сколько въехало в страну, чиновник не уточнил, поэтому казахстанцам приходится опираться только на собственные ощущения. Наиболее заметно прибытие россиян в Алматы. Особенно часто граждан соседней страны можно встретить в банках и ЦОНах. В основном россияне интересуются перспективами работы в сфере IT-технологий, маркетинга, логистики и бизнеса.

ТОПы предпочитают Ближний Восток
До ужесточения санкций в отношении России рекрутер из Алматы Дина Абылхожина редко получала резюме от россиян, обычно сама искала в соседней стране специалистов. Но за последний месяц число соискателей с российскими паспортами увеличилось примерно на 30-40%. В основном это специалисты среднего менеджмента, работавшие в небольших компаниях.
Читайте также: Чего стоит оптимизм Куантырова? Эксперты оценили влияние войны в Украине
- Для россиян, знающих иностранный язык и занимавших ранее менеджерские позиции в представительствах иностранных компаний и которые, вывели свой бизнес ввиду санкций, приоритетными направлениями для переезда больше являются страны ближнего Востока: ОАЭ, Израиль, Турция и другие. Здесь в меньшей мере проявляются утрированные русофобные настроения. Поэтому сейчас у россиян в приоритете страны дальнего зарубежья. Запасной аэродром – Казахстан. Но для второго вида сотрудников, которые, в большинстве не владеют английским языком, проще переехать в Казахстан, потому что страна близка и территориально, и по духу. Самое главное - язык, который они беспрепятственно могут применить в нашей стране, - говорит Дина Абылхожина.
Инженер-проектировщик Геннадий Паламарчук (на снимке) в Казахстан еще не переехал, только собирается. Родители Геннадия родились в Казахстане, но уехали из страны в свое время по разным причинам. В 2016 году на родину, где осталось много близких, вернулась мама Геннадия, поэтому в стране он чувствует себя комфортно.
- Я работаю на юрлицо из Беларуси, но хочу легализоваться в Казахстане, платить налоги, спокойно жить и честно трудиться. Возможно, в будущем, я подам заявление на казахстанское гражданство. Сейчас меня привлекает более теплая погода, более спокойная политическая обстановка по сравнению с Россией и недавние заявления президента, которые вселяют надежду на демократизацию, - рассказал Геннадий.
Сфера IT-технологий – наиболее привлекательна для россиян. Но это совсем не значит, что из-за притока специалистов казахстанцы могут остаться без работы. У местных айтишников более низкие зарплатные ожидания, причем работодатель не настроен сильно переплачивать за услуги специалистов средней руки, говорит рекрутер Дина Абылхожина. К тому же, на казахстанском рынке IT-услуг пока достаточно низкая конкуренция.
- Я не думаю, что отечественные компании будут платить на 30% больше, чем обычно только потому, что специалисты приехали из России. Поэтому как изменится IT-рынок в Казахстане, насколько вырастет конкуренция, и как отразится приток россиян на нашем рынке труда, спрогнозировать пока сложно. Людям нужно время адаптироваться к новым реалиям и возможностям, чтобы понять, что делать дальше, потом уже можно будет дать какую-то точную оценку, - говорит рекрутер Дина Абылхожина.
Московских зарплат нет
Россиянин Владимир Щербаков (на снимке) давно работает в сфере IT-индустрии. Бизнесмен посчитал, что стоимость аренды двухкомнатной квартиры в Алматы в среднем обходится в 350-500 долларов, аренда офиса дешевле, чем в казахстанской столице. Владимир считает, что главное для адаптации и интеграции при переезде - работать и жить в ладу с законом.
- Казахстан – нейтральная и гостеприимная страна, с которой многих россиян, украинцев, белорусов, так или иначе, связывают дружеские, профессиональные или родственные отношения. Я русский, но у меня есть друзья в Украине, и то, что сейчас там происходит, лично я считаю неправильным. Однако подчеркну, что и российский народ тут ни при чем.
Всегда жалко мирных жителей, которые чаще всего больше всех страдают в таких ситуациях. Сейчас сложилось непростое время, поэтому не нужно сидеть сложа руки и ходить на бессмысленные митинги, а нужно друг другу помогать и делится полезной информацией, - говорит Владимир.
При выборе будущей локации для жизни и работы Владимир рассматривал северные города Казахстана, где живут его родственники, и Алматы. В итоге решил остановиться на южном городе, представляющем больше возможностей для строительства бизнеса.
- Русофобии в Казахстане я не замечал. По крайней мере, я сейчас говорю об Алматы. Из минусов другое – зарплаты, которые в полтора-два раза ниже, чем в России, особенно если сравнивать с Москвой, откуда я переехал. Но работа в IT-сфере есть, как в Алматы, так и в столице Казахстана, в столице ее больше. (…) Негативный фактор заключается в том, что зарплаты могут искусственно занижать.
Я вот, например, хочу основать собственную небольшую компанию с небольшим штатом спецов, а это значит, что будут созданы новые рабочие места. Бизнесмены, планирующие переехать в Казахстан, тоже создадут здесь рабочие места, поэтому, на мой взгляд, конкуренция в IT-сфере не будет так ощутима, - говорит Владимир.
Я не являюсь апологетом имперского мышления
Инвестор и предприниматель с 25-летним стажем Дмитрий Семенов (на снимке) занимается разработкой и сопровождением 1С, а также IT-образованием. В Казахстан он въехал 10 марта и уже обосновался в Уральске.
- Приятно удивил уровень работы сотрудников ЦОН и банков второго уровня. Местный ЦОН - отличный пример качественного и потрясающе быстрого обслуживания. Прекрасный по функциональности портал ЕGov, он аналогичен российскому сайту госуслуг. Особенно понравилось наличие мультиязычности и возможность регистрации через видео-звонок. Привязка номера телефона заняла у меня около 5 минут. Аналогично уровень развития банковского программного обеспечения и дистанционного получения услуг, – поделился Дмитрий.
- Все, с кем встречался, сетовали на подъем цен из-за обвала рубля и осуждают войну, но не ставят мне лично, как россиянину, это в вину. Я не являюсь апологетом имперского мышления и считаю Казахстан суверенной страной со своими традициями, культурой и общим прошлым.
У меня есть много знакомых, переехавших в 90-х и 2000-х из Западного Казахстана в Россию. По их рассказам, они от этого уезжали в то время. Но отмечу, что здесь русский язык гораздо правильнее и чище, чем в России, меньше слэнга и англицизмов. Еще я заметил, что люди в бытовом общении открытые и доброжелательные. В целом вежливость, и клиентоориентированность весьма высокие в Казахстане, – рассказал предприниматель.
Что будет дальше
Специалисты в области рекрутинга отмечают, что в Казахстане следует ожидать переезда из России не только отдельных специалистов, но и целых компаний со штатом сотрудников. Каким бы свободным ни был рынок труда, важно всегда работать над повышением квалификации на случай ужесточения конкуренции.
- Если раньше в компанию приходило два казахстанца на конкурс по вакансии, то теперь будет два казахстанца и один-два россиянина. Как рекрутер, я считаю, что это хорошо, потому что улучшится качество кандидатов, у меня будет больше выбора предоставить ценные кадры.
Сейчас наступает откровенная эра работодателя, когда у него будет выбор, и он будет диктовать условия по зарплате. А вот для ищущих работу это стресс. Даже сейчас многие сотрудники ко мне обращаются, боясь потерять работу. Не думаю, что такие прецеденты возникнут, и иностранные компании, представленные в Казахстане, будут активно менять казахстанцев на россиян. Мне кажется, ни по каким моральным, политическим и этическим причинам этого не будет. За свою долгую практику я ни разу не слышала, чтобы такое происходило, - подчеркнула Дина Абылхожина.
Специалистам всех сфер она рекомендует повышать компетенции: прокачивать экспертизу, проходить сертификацию, больше читать и изучать языки.
Читайте также: Зачем казахстанцы пьют соду. Марина Чейшвили о борьбе с раком
Иллюстративное фото: dengi.ua
Байланысты жаналықтар
MalimBlocks

Токаев и тайны алматинской застройки
Алматинские общественники не могут разгадать тайну почти семи тысяч гектаров земли. Эта история началась еще в 2021 году, когда глава государства сообщил о 3,7 тысячах гектаров неиспользованных земель, которые нужно было ввести в экономический оборот, чтобы решить проблемы социальной инфраструктуры. После этого радостные чиновники начали планировать застройку. Проблема только в том, что общественного контроля над этим важным делом практически нет. Гражданские активисты же подозревают, что «золотая земля» снова уходит под человейники.
Сегодня бьет жену, завтра насилует ребенка – Дина Тансари о гранях агрессии
На днях общественное негодование в Казахстане вызвал случай в Актау. По подозрению в изнасиловании 11-летней дочери подозревают военнослужащего. О похожих случаях казахстанская пресса пишет довольно часто. Значит ли это, что учиться противостоять насилию должны в любой семье, мы спросили основательницу и руководителя фонда помощи жертвам домашнего и сексуализированного насилия #НеМолчиKZ Дину Тансари.
Пирматов не поможет Смаилову сдерживать цены в 2023 году
Недавно президент Касым-Жомарт Токаев поручил премьер-министру обеспечить благоприятный инвестиционный климат и снизить инфляцию. Однако декабрьский ежеквартальный доклад Нацбанка о денежно-кредитной политике говорит о том, что инфляция будет разгоняться, и Нацбанк ничего предложить не может. О том, как дальше будет развиваться экономика, и куда гражданам стоит инвестировать, мы поговорили с экономистом, директором «Integrity Astana» Жанатом Нургалиевым.
Что будет, если пенсионные деньги уйдут в частное управление, объяснили эксперты
Казахстанцам, хотят они того или нет, все-таки придется становиться финансово грамотными. Денег госказны хватит не всем, да и чиновникам давно надоела критика о неэффективном управлении пенсионными активами. Ожидается, что в 2023 году вкладчикам ЕНПФ разрешат передавать до 50% пенсионных накоплений в частное управление. Эксперты рассказали, чем это чревато, и что делать гражданам, чтобы не прогадать.
Продиктуйте ИИН. Как уберечь свои данные, объясняет эксперт
Цифровизация значительно облегчила жизнь казахстанцев. Большинство граждан согласны передавать свои ИИНы и поликлинике, и менеджеру в спортзале, и любому офисному клерку, желая побыстрее решить свои проблемы. Но иногда доступ к идентификационным кодам посторонних людей может обернуться большими проблемами. Об этом мы беседуем с правозащитником, соучредителем фонда «Еркіндік қанаты» Романом Реймером.