Зачем казахстанцы пьют соду. Марина Чейшвили о борьбе с раком
Уже больше 10 лет Марина Чейшвили помогает казахстанцам бороться с онкозаболеваниями. Ее личная история известна многим. Когда-то лейкоз отнял у Марины старшего сына. В столичном Центре гематологии, где его лечили, и где она сначала была просто мамой пациента, умевшей поддерживать всех, кто в растерянности не знал, как жить дальше, открыли штатную единицу социального работника. Марина приняла предложение администрации, позже создала благотворительный фонд помощи взрослым с заболеваниями крови, а сейчас в этом же центре возглавляет службу поддержки пациентов.
- Рак – это такая болезнь, которую многие здоровые люди отрицают настолько, что боятся даже заниматься профилактикой, а когда она вдруг приходит, сразу думают о смерти, хотя онкологические заболевания уже давно лечатся. Как вы думаете, почему так происходит?
- Есть избитая фраза, которая, тем не менее, отображает истину – жизнь разделилась на «до» и «после». Именно так это и происходит. Каждый из нас понимает, что когда-нибудь умрет, но слово «смерть» обычно ведь маячит где-то далеко. Для людей с онкологическим диагнозом смерть будто становится перед глазами, появляется страх, меняются приоритеты, отношение к жизни. В этот момент пациенту нужна не только медицинская, но и психологическая помощь, а еще бОльшая помощь нужна их близким.
Читайте также: Модный приговор. Очень страшно, что нам нет замены – Алексей Чжен
- Почему?
- Я сама прошла этот путь и прекрасно знаю, что испытывают эти люди, понимаю, что происходит у них в голове. В некоторых европейских странах в больницах, когда человеку сообщают, что у него рак, сразу дают координаты группы поддержки. Эти группы делятся по нозологии: то есть, есть группы поддержки рака легких, рака желудка, рака крови и так далее. Потому что людям с одинаковым диагнозом общаться проще, ведь любая нозология по течению заболевания, по переносимости и лечению отличается. Человеку, болеющему, опустим, лейкемией, будет ближе тот, кто переносит это же заболевание. Так вот, в таких группах он может рассказать о своей беде или просто послушать. От осознания того, что ты не один в этом мире, становится легче и жить, и бороться, болезнь перестает быть страшной. Близким больного тоже нужна поддержка, когда бы им рассказали, как правильно вести себя, как самим не впасть в депрессивное состояние, в котором ни о какой поддержке больному и речи быть не может.
- Случаются ли у вас тревоги, связанные с раком?
- Я целый день общаюсь с пациентами, которые болеют, и в принципе, не думаю, но в какой-то момент в голове что-то щелкает, начинает реально беспокоить. А в порядке ли собственное здоровье и здоровье близких?.. Порой, этот процесс мыслей сложно контролировать. И если где-то шишка соскочила, сразу появляются мысли, что это - однозначно рак. Важно не пытаться ставить себе диагноз по интернету, потому что там 80% неправды в отношении диагностики заболеваний. Часто бывает, что у прочитавшего уже есть «установленный» диагноз, заставляющий беспокоиться и зачастую подозревать то, чего нет. Лучше, конечно, в таких случаях сходить на консультацию к врачу, хотя бы к терапевту. Интернет – вещь отличная, но в таких вопросах как медицина – это зло! Если хочется узнать какую-то реально достоверную информацию, то нужно заходить на авторитетные сайты, а не читать все подряд. У меня мама любитель ставить диагнозы по интернету. Она часто находит статьи всевозможные, потом скидывает мне по несколько ссылок и объясняет, как и что нужно лечить.
Такая тревожность часто бывает у людей, потерявших своих родных. Например, когда мы всей семьей ковидом заболели, мама опять же нашла в интернете, как это нужно "лечить" и вполне серьезно требовала, чтобы мы все это выполняли.
- Почему, на ваш взгляд, в Казахстане растет статистика онкозаболеваемости?
- Из моих собственных наблюдений, учитывая также общение с докторами, я сделала вывод, что увеличение численности заболевших связано, в первую очередь, с улучшением диагностики. Раньше, например, заболевание раком крови, даже лет 15-20 назад, не диагностировалось так, как сейчас. Зачастую люди только уже под конец могли узнать, что у них рак крови, потому что это заболевание протекает как грипп. То есть, оно начинается как обычный грипп и сопровождается таким признаками, как повышенная температура, боль в суставах, как при обычной простуде. Но после ряда анализов человек узнает, что у него лейкемия. С моим сыном так же было, и со всеми пациентами, которые болеют.
- Какие именно анализы первоначально должны сигнализировать о том, что в организме человека происходит что-то серьезное?
- Обычно первый звонок – это общий анализ крови, который может сигнализировать о серьезном заболевании. Если гематолог или терапевт обратил на это внимание, то далее он назначает еще какое-то дополнительное обследование. Например, у рака крови нет стадий. Это поражение костного мозга, который начинает вырабатывать больные клетки. А когда идет поражение костного мозга то это уже четвертая стадия, поэтому рак крови никак нельзя спрофилактировать или обнаружить на ранних стадиях. Если каждый человек будет при повышении температуры тела бежать и делать пункцию – это, конечно, утопия. И не выдержит такой нагрузки наша медицина, если мы всех простывших будем проверять на лейкоз. Но когда болезнь затягивается, стоит обратить на себя внимание и, может быть, сдать дополнительные анализы.
Читайте также: Казахстанцам солгали о бесплатном обучении 128 тысяч учеников в частных школах
Расскажу, как это было на примере моего сына. Он заболел, у него была простуда, держалась температура, которую жаропонижающие сбить не могли, и его состояние с каждым днем только ухудшалось: появлялась слабость, потом начали болеть суставы, тахикардия присутствовала. И однажды у него не спадала достаточно высокая температура, он был весь бледный, мы экстренно повезли его в больницу. Там у него взяли обычные стандартные анализы, согласно которым терапевт, дежурный врач в приемном покое, заподозрила, что у него возможно рак и направила к гематологу. Доктор по анализам крови сразу сказал, что у моего сына рак крови, но нужно сделать дополнительное обследование - пункцию костного мозга, после чего диагноз подтвердили. То есть, он, как мы думали тогда, будто месяц болел обычной простудой. Даже если бы мы в первые дни болезни подумали о таком серьезном заболевании, это ничего бы не изменило. Если у рака есть стадии, то обычно говорят, что на первой и второй стадии это возможно было вылечить, то с раком крови это происходит по-другому.
У нас сейчас диагностика намного ушла вперед, и мы можем проводить ее именно на ранних стадиях, я говорю не о раке крови, а о других онкозаболеваниях. Поэтому, возможно, статистка заболеваемости увеличилась.
- В отношении остальных онкозаболеваний - на что стоит обращать внимание, и как часто проходить обследование, чтобы не было поздно?
- Нужно делать скрининги, на которые, по большому счету, никто внимания не обращает, а надо бы. Большинство людей игнорируют это обследование. Скажу больше, они игнорируют и какое-то недомогание, ссылаясь на то, что само пройдет, и нет времени пройти обследование. А как можно врачам вовремя обнаружить онкозаболевание, если человек сам не пришел в больницу, даже на эти плановые проверки?
- Можно ли совмещать онкобольным народную медицину и традиционную? Часто ли встречаются случаи, когда пациенты совмещают эти два способа лечения?
- Такое бывает. Я хотя и не врач, но скажу однозначно, что совмещать их нельзя. Могу объяснить на своем примере. У моего сына были потрясающие доктора, с которыми я сейчас работаю, а моя мама занималась аюрведическими препаратами, то есть это препараты индийские, которые основаны на травах. Аюрведическая медицина – вещь потрясающая. Мама привозила нам много препаратов, которые должны использоваться как лекарств при заболеваниях крови. Чтобы ее успокоить, я эти препараты принесла в больницу. Доктор моего сына гематолог Клодзинский Антон Анатольевич внимательно изучил состав препаратов, сказал, что он уникальный, но в данный момент, когда сын принимал химиотерапию, ему нельзя было их принимать, так как в составе есть зверобой, способный при взаимодействии с химиотерапией полностью нейтрализовать эффект препаратов традиционной медицины, возможно принести вред, включая летальный исход. Поэтому никогда не рекомендуют применять одновременно и народную медицину, и традиционную. Потому что в народной медицине надо разбираться, ведь совмещение каких-то трав и медикаментов может по-разному повлиять, в самом простом варианте, -, снизить эффект химиотерапии, в худшем – привести к смерти.
Читайте также: Гуля Жакупова: Население целого города унесли суициды за 30 лет в Казахстане
- Многие люди при выявлении онкозаболеваний начинают пить соду. Учитывая ваш десятилетний опыт работы с больными, встречались ли такие случаи, когда прием соды действительно помог?
- За мою практику я не увидела ни одного пациента, который бы вылечился содой. А вот что пациенты, лечащиеся содой, умерли, я видела. В начале заболевания сына я тоже изучала самые разные методы. Человек способен на все и готов перепробовать все методы, чтобы спасти себя или своего близкого. Но потом, включив разум, я поняла, что нужны хорошие специалисты, посвятившие онкологи немало лет своей жизни и реально понимающие как моему сыну можно помочь. Конечно, слышала такие удивительные истории, когда кто-то рассказывал о женщине с запущенной стадией рака, которая начала принимать соду и полностью вылечилась. Я в этих случаях обычно говорю: пожалуйста, покажите мне историю болезни… Я тоже могу сказать, что знаю огромное количество людей, которые пили сорняк и вылечились, и мне будут верить… Хотя на самом деле — это не так. А человек, когда болен, верит во все, потому что хочет жить, а некоторые пользуются этим и рекомендуют исключительно нетрадиционное лечение, некоторые даже зарабатывают на этом деньги. Я повторюсь, что не видела людей, у которых была IV стадия рака, и они вылечили заболевание средствами народной медицины.
Народная медицина хороша. Например, в промежутках между химиотерапиями, можно посоветоваться со своим лечащим врачом и пить какие-то травы. Главное, чтобы они не вызывали аллергию. Например, ромашка – потрясающая вещь, которая, в принципе, совместима со всеми препаратами. Но это надо обязательно обсудить со своим доктором.
А историй с плохим концом я видела немало, когда люди, находясь на химиотерапии, принимая еще что-то, погибали…
Читайте также: Право на материнство. О чем думают казахстанки с инвалидностью, желающие родить ребенка
- Расскажите, пожалуйста, о реальном случае.
- Семь лет назад у меня на работе был такой печальный случай, запомнившийся на всю жизнь. У нас лежал молодой парень, болеющий раком крови. Он находился в реанимации, ситуация была тяжелая, но, тем не менее, врачи делали все возможное, чтобы ему помочь. И вот когда ему стало лучше, состояние стабилизировалось, его перевели в палату. Важно отметить, что для онкобольных есть список определенных продуктов, которые во время болезни есть нельзя, а он захотел соленые грибы, и мама каким-то образом умудрилась принести их в больницу. Никто об этой ситуации не знал, кроме самого пациента и соседа по палате. В какой-то момент с пациентом начинают происходить непонятные вещи: температура, рвота. Его увозят в реанимацию, врачи не могут понять, как это произошло, потому что, когда переводили в палату, состояние было стабильным, то есть, болезнь отступила, и врачам было не о чем беспокоиться. И тут сосед по палате рассказал, что больной ел соленые грибы. Эта еда привела к ухудшению состояния, из которого, к сожалению, вывести его не смогли, пациент скончался. Таких случаев очень много. Очень важно во всем консультироваться с лечащим врачом, чтобы избежать плачевных ситуаций. И очень важно беречь свое здоровье, относится к телу внимательней, не откладывая поход к врачу!
- Спасибо за интервью! Желаем вам и вашим близким крепкого здоровья!
- И вам спасибо, что рассказываете о таких важных для общества темах!
Фото: gonzo.kz