Димаш Альжанов: В обществе остался запрос на выборность акимов
Сигнал от общества о необходимости политических перемен в Казахстане прозвучал слишком громко. Гражданам надоела императивная модель управления государством, когда власть не обращает внимания на их голоса. Даже после январского кровопролития на митинге в Алматы люди требовали ввести выборность акимов областей и городов республиканского значения. О том, почему Казахстан идет по иному пути, мы поговорили с политологом Димашем Альжановым.
- Очень долго казахстанцы ждали изменений в формировании местной власти. Как вы интерпретируете объявленные новшества в назначении акимов регионов?
- Теперь глава государства будет назначать акимов областей и городов республиканского значения с учетом результатов рассмотрения в маслихатах. По сути, речь идет о косвенных выборах руководителей регионов. В то же время за главой государства сохраняется право освобождения от должностей руководителей регионов без консультаций с маслихатами. То есть, запрос общества на выборность акимов остался нерешенным. Выборность акимов - одна из основных проблем, где существует политическая система, сверцентрализованное управление.
Читайте также: Кульгинов, выходи! Акима столицы ждали на собрании жильцов
- Почему выборность акимов не ввели, и нужна ли она, на ваш взгляд?
- Выборность акимов, обязательно нужна, и это не должно быть ограничено исключительно выборами акимов, должен быть также пересмотрен подход к организации публичной власти. Что это означает? Президент сказал, что ратифицирует Европейскую хартию местного самоуправления. Это означает, что должна быть изменена Конституция, и в ней должны быть обозначены гарантии публичного и самоуправляемого характера местной власти. То есть, это основа децентрализации, которая должна привести к появлению своего политического изменения на местном уровне. Другими словами, акимы должны избираться. Плюс к этому должны быть усилены маслихаты, которые обретают полномочиями по надзору за деятельностью акимов. Должна быть также проведена фискальная децентрализация, то есть часть налогов должна оставаться на местах, в регионах, а не распределяться через центральный бюджет. Но об этом пока речь не идет. То есть, регионы и акимы будут зависеть от центрального бюджета и от позиции перераспределения центра этих ресурсов в регионы.
- Противники быстрой либерализации обычно говорят, что у нас граждане еще не готовы к изменениям.
- Казахстан давно готов к тому, чтобы децентрализовать власть. На январских протестах, в частности протестах западного Казахстана, одним из лозунгов было децентрализовать власть и выбирать местных акимов. Об этом же шла речь на митинге в Алматы. Поэтому к этой реформе нужно подходить комплексно, помимо прямой выборности акимов необходимо реорганизовать политическую систему, а потом реорганизовать систему местного самоуправления в целом.
Читайте также: Казахстанцам солгали о бесплатном обучении 128 тысяч учеников в частных школах
Нужно также создать уровень муниципалитетов, желательно упразднить уровень районов и передать большие полномочия туда. Даже с учетом того, что теперь президент предлагает запретить им быть членами партии «Аманат», это никак не влияет на президентскую вертикаль, так сохраняется прямое государственное управление, которое начинается от президента и по исполнительной вертикали все поручения спускаются до местных властей. Акимы в этом отношении не обретают самостоятельности, они остаются звеньями системы. Они не будут ориентированы на потребности общества, будут так же исполнять поручения своего политического руководства.
Фото: Vlast.kz