Боль Кровавого января. Алматинские бизнесмены обратились к президенту
Учредители общественного фонда Qantar выступили с обращением к президенту, требуя быстрого, объективного расследования январской трагедии и наказания виновных.
Общественный фонд «Центр правовой поддержки Qantar» в обращении к главе государства заявил о «фактическом саботаже» в расследованиях уголовных дел по январским событиям. Обращение было озвучено на специальной пресс-конференции в Алматы в четверг, 21 апреля, пишет Forbes.kz.
Читайте также: Парламент вам не бухгалтерия! Как депутаты заботились о деньгах Нацфонда
Фонд создан сообществом бизнесменов и общественных деятелей для помощи пострадавшим и родственникам погибших во время январской трагедии. Практически это выражается в создании и финансировании адвокатской группы из 25 защитников.
Адвокаты считают, что следователи и суды затягивают рассмотрение дел и наказание виновных. На их взгляд, правоохранительные органы и судебная система больше стараются защитить честь мундира, чем объективно расследовать преступления и восстановить попранные права и интересы граждан.
Спикерами пресс-конференции выступили организаторы фонда, адвокаты и пострадавшие в январской трагедии. Модератор встречи глава Kusto Group Еркин Tатишев представил остальных участников, в числе которых предприниматели Болат Абилов, Арманжан Байтасов, Нуржан Бекшенов, Ораз Жандосов, Асылбек Кожахметов, Айдар Сарымсаков, Алмат Тартаев, музыкант Еркеш Шакеев, общественный деятель Асия Ахтанова, Ринат Баймолда, Данияр Канафин.
- У нас очень простая задача — найти справедливость, защитить безвинно погибших, запытанных или безвинно обвиненных, защитить их права, - сказал, предваряя пресс-конференцию, Еркин Татишев. - Если мы не сможем найти справедливость, то, что мы вообще сможем найти, что сможем построить в этой стране, в «Жана Казахстане»? Те люди, которые совершили преступления, должны быть наказаны. История учит: если зло остается безнаказанным, оно повторяется в ещё больших размерах. Если в жизни нет справедливости, все теряет смысл.
Читайте также: Строительный кризис в Казахстане: есть ли он на самом деле?
Пока же, по словам координатора группы адвокатов Данияра Канафина, о справедливости говорить рано.
- Создатели фонда объединили 25 адвокатов, которые приняли 55 уголовных дел, по разным категориям событий. Часть дел — это защита лиц, пострадавших от применения огнестрельного оружия и от пыток, часть — защита лиц, которые вышли на мирный митинг, но оказались привлечены к ответственности за участие в беспорядках. За почти три месяца нам удалось выявить, что, к сожалению, реакция правоохранительной системы не всегда была адекватной, факты нарушения законности имели место.
Как рассказали адвокаты Данияр Канафин и Ринат Баймолда, у них есть дела по вопиющим фактам: расстреляли семью из трех человек - Нурболата Сеиткулова, его жену Алтынай и 16-летнюю дочь Нурай; пуля прострелила 4-летнюю девочку, повреждены внутренние органы, ей предстоят операции и длительная реабилитация. Есть дела по пыткам, которым подвергали раненых, и т. д.
Адвокаты указывают на то, что далеко не все дела расследуются надлежащим образом, есть факты волокиты. Дела «болтаются» между ведомствами, процессуальные действия не проводятся, доказательства утрачиваются, а путь к справедливому наказанию удлиняется.
- Не всегда ответы на запросы адвокатов адекватны. Например, на вопрос, кто именно доставил задержанного, не всегда даются полноценные ответы, - отметил Канафин. - Основной вал пыток имел место в середине января, и не по всем делам закончено расследование, не установлены виновные лица, не предъявляют лиц для опознания.
По некоторым категориям дел адвокаты фиксируют недостаточную эффективность судебного контроля: кого-то поместили в камеры 8-9 января, а протоколы задержания оформлены на два-три дня позже.
- Те, кто стрелял, фактически взяли на себя функцию и следователя, и прокурора, и суда, - считает Ринат Баймолда. - И есть обоснованные опасения, что лица, вовлеченные в орбиту уголовного преследования, могут вылететь с орбиты как ракета. До настоящего времени по данным уголовном делам, хотя круг лиц установлен, подозреваемых нет. Будут ли наказаны виновные?
Читайте также: Татьяна Чернобиль: Я не представляю, кто у нас может расследовать пытки независимо
Сейчас дела заведены по ст. 451 Уголовного кодекса — «превышение власти», но Баймолда считает, что «это было убийство и покушение на убийство», и требует переквалификации дел.
- До январских событий такие преступления вообще не расследовались. У правоохранительных органов нет опыта. Мы считаем, что эти дела найдут свое решение только в суде, говорят полицейские, - развел руками адвокат.
Как подчеркнули защитники, их цель — не огульная критика, а налаживание диалога между адвокатами и правоохранительными органами. Основатели фонда в свою очередь отметили, что их задача - дать толчок к изменениям и в законодательство, чтобы исключить саму возможность повторения подобных событий. Именно поэтому они обращаются к президенту как гаранту соблюдения прав человека и просят его:
- обеспечить регулярную публичную отчетность правоохранительных органов о результатах расследования каждого уголовного дела;
- обязать уполномоченные органы провести полное, справедливое и быстрое расследование всех фактов причинения смерти, ранений, пыток и иного бесчеловечного и жестокого обращения с гражданами нашей страны;
- привлечь к расследованиям независимых экспертов международного уровня, поскольку способность правоохранительных органов нашей страны эффективно расследовать эти дела вызывает объективные сомнения.
- Наша боль и результаты наших усилий выражены в этом обращении президенту, - отметил юрист Айдар Сарымсаков.
Полностью обращение размещено на сайте фонда Qantar, где можно его подписать.
В серии вопросов и ответов выступили и другие участники пресс-конференции. Так, Булат Абилов считает, что на площади Республики в Алматы повторилось то, что было в 2011 году в Жанаозене.
- Тогда полицейские, которые стреляли в людей, не были привлечены к ответственности. Было пятеро «козлов отпущения», они получили небольшие сроки. И сейчас ни одного подозреваемого в убийстве более чем 200 человек нет. Не хотят сдавать своих, - уверен он.
Со своей стороны организаторы фонда обещают продолжить юридическое, правовое и экспертное содействие расследованию январской трагедии.
- Мы это будем делать открыто, публично, регулярно проводить пресс-конференции, в идеале мы хотим добиться реформы правоохранительной системы, - отметил Еркин Татишев.
Медиабизнесмен Арманжан Байтасов, который также является членом попечительского совета фонда «Казакстан халкына», отметил, что оба фонда будут оказывать поддержку пострадавшим и их семьям.
Один из пострадавших, Косай Маханбаев — его, раненого, после операции, держали в сизо СИ-18 — добавил, что обращение подано также в Европаламент.
- Мы будем защищаться до конца и будем защищать всех, кто пострадал, - подвел он итог.
Фото: Петр Троценко