Привлекательная инвалидность или как я искала работу на бирже Еnbek.kz

«Получение инвалидности становится социально привлекательным», - сказал однажды один из членов казахстанского правительства, рассказывая, как граждане якобы сознательно эксплуатируют социальные программы. С одной стороны, кажется, что правительство действительно очень много делает для трудоустройства людей с инвалидностью. Есть «Атлас профессий», биржа enbek.kz, стоившие бюджету бог весть скольких миллионов. Но граждане все равно недовольны. Мне захотелось проверить, смогу ли я, человек с высшим образованием, передвигающийся на коляске, устроиться на работу через enbek.kz.

Айслу Асан

  • 27.04.2022

Итак, на электронной бирже труда enbek.kz внушительная статистка: 580 740 работодателей, 128 982 трудоустроенных, 88 908 активных вакансий. Я ищу работу журналиста, но хочу сначала посмотреть, что вообще предлагают людям с инвалидностью. В поле поиска ввожу “для людей с инвалидностью”. Вышло 33 объявления по всем областям - 95 вакансий. Больше всего вакансий в Нур-Султане и Алматы - по 6 объявлений, в регионах предложений меньше. Так как я из Караганды, то смотрю свою область - 3 объявления, в самой Караганде есть 1 вакансия водителя.

Читайте также: Что будет с курсом тенге и почему казахстанцы активно скупают золото?

Негусто, конечно, пробую искать по-другому. Спускаюсь вниз по главной странице, вижу блок “Вакансии для каждого” - для молодежи, для освобожденных из мест лишения свободы и, как здорово, для лиц с инвалидностью. Кликаю - 645 объявлений на 3268 вакансий. Мамочка дорогая! Как же я раньше об этом не знала?! Я же с высшим, для меня точно работа найдется! 110 объявлений в столице, 219 - в Алматы. Гораздо меньше в моей Карагандинской области - 41, из них 12 объявлений на 43 вакансии в самой Караганде. 

Энтузиазм поубавился, когда увидела, что 7 потенциальных работодателей указывают критерий «среднее образование» с оплатой от 60 тысяч тенге, 4 просят диплом о техническом профессиональном образовании с оплатой в месяц от 120 тысяч тенге, и только 1 ищет сотрудника с высшим образованием, предлагая 200 тысяч тенге в месяц при стаже не менее 5 лет. 

Теперь уже мне интересно, действительно ли возьмут на работу человека с инвалидностью. Во время телефонного разговора выясняется, что нужен инспектор-контролер – это человек, который ходит по квартирам, собирает показания счетчиков. За эти услуги работодатель готов платить 100 тысяч тенге. 

Возьмете человека с особенностями зрения или слуха? - спрашиваю.

Нет. Они не смогут.

А как же тогда пометка «вакансия для человека с инвалидностью?». А если человек без почки или после онкологии, например, внешне незаметная инвалидность?

Возьмем при предоставлении справки. 

Звоню дальше. Требуется экспедитор (грузчик), 2 вакансии с окладом в 60 тысяч тенге. 

— Каких работников с инвалидностью вы готовы взять?

— Это вы где такое прочитали? Ошибка. У нас сложная работа - тяжести носить.

— А если человек просто не говорит? Тяжелое поднимать-то сможет. 

—А как он с людьми будет разговаривать, чтобы деньги брать? 

—То есть не возьмете? 

— Нет, конечно!

Теперь иду к тем, кто в качестве критерия указал наличие у соискателей специальности. Одна компания с 6 вакансиями. Нужен электромонтер, месячный оклад - 120 тысяч тенге. 

- Берете людей с инвалидностью?

- Пока нет таких. Приходят и уходят.

- Почему? 

- Не знаю. Первое время 60 тысяч платим. После получения группы по электротехническому персоналу будет 120 тысяч.

- А кого готовы взять?

- Работника с диабетом, например.

- А если с тростью?

-  Человек с тростью не может ходить по этажам, незрячий просто не видит, а тот, кто не говорит или не слышит, не сможет общаться с потребителями и коллегами. 

Вот еще одна вакансия. Предлагают 200 тысяч тенге в месяц. Обязательно высшее образование, опыт не менее 5 лет, навыки составления проектно-сметной документации, работы в профильных программах. Звоню по указанному номеру телефона - короткие гудки. Видимо, номер не существует.

Под каждой вакансией есть контакты Центров занятости населения. Кажется, там догадываются, что повод для звонка у посетителей сайта не появится. К слову, ни одной вакансии удаленной работы для людей с инвалидностью я не увидела, как и ни разу не встретила предложение с неполным рабочим днем. По закону, людям с инвалидностью 1 и 2 группы полагается работать не более 35 часов в неделю, а это как минимум на 1 час меньше, если трудиться с понедельника по пятницу.

Делаю вывод, что вакансии электронной биржи подходят только для людей с инвалидностью по общему заболеванию, когда нет больших ограничений в передвижении, получении информации и коммуникации. Работы для людей с нарушениями зрения, речи, слуха и передвижения нет. 

Но я не ухожу с сайта, потому что помню о заявленном чиновниками индивидуализированном подборе вакансий, доступном на enbek.kz, а также список рекомендуемых профессий и занятий для людей с инвалидностью.

Читайте также: Смотрим снизу. Взгляд на Казахстан до Кровавого января зафиксировали исследователи

Ищу по сайту и нахожу в меню раздел «услуги», а там есть «Атлас профессий», в том числе рекомендованный для граждан с инвалидностью. Снова обнадеживает описание, что «атлас рекомендуемых профессий для лиц с инвалидностью разработан по результатам анализа и экспертной оценки международных и казахстанских нормативных правовых, организационных и методических документов, а также казахстанского и зарубежного опыта в сфере трудовой и профессиональной деятельности лиц с инвалидностью». Атлас носит рекомендательный характер, не ограничивая при этом рациональное трудоустройство лиц с инвалидностью в других профессиях и должностях.

Иду искать. Поля предлагают выбрать группу инвалидности и вид ограничения здоровья. Ух, ты! Сейчас для меня, человека на коляске, работу подберут. Выбираю 1 группу и нарушение двигательных функций нижних конечностей и туловища. Система предлагает 4 страницы объявлений, вакансий гораздо больше. Расположены по убыванию. Первое - социальный работник, 572 вакантных места, аж на 12 страниц! 

В основном такой работник нужен в Алматы на общественные работы в некоммерческом секторе - фонды и общественные объединения. Можно без опыта с зарплатой от 91 890 тенге. Это трудоустройство через Центры занятости населения. В Караганде такой работник не нужен или центры занятости населения в моем городе так работают. 

Также мне предлагают помощника юриста - 163 вакансии менеджера по работе с клиентами -141 место, и продавца продовольственных товаров - 116 вакансий. Я вспоминаю, что заходила на биржу за работой журналиста - 49 мест, можно без опыта, но с высшим образованием, зарплата от 91 890 тенге. В основном объявления в Алматы. В моем городе опять – ни-че-го. 

Зато нахожу знакомый мне ОФ Reliance, где в прошлом году проводила тренинг по медиаграмотности для ребят с инвалидностью - вакансия в рамках молодежной практики от Центров занятости населения. В описании значится государственная программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы "Еңбек". Зарплата - 107 250 тенге или 30 МРП из госбюджета на не более чем 12 месяцев. Получается, что программа закончилась, а вакансия висит с датой 10 января 2022 года. 

Так как в Караганде вакансии журналиста нет, а интерес, возьмут меня на работу или нет, все еще есть, звоню в Алматы, в филиал АО РТРК “Казахстан”, где высшее образование нужно, а опыт не обязателен. Работа в рамках проекта молодежной практики по программе развития предпринимательства на 2021-2025 годы с оплатой от государства на 12 месяцев 125 200 тенге. Очень неразборчивая речь в трубке.

 Вакансию вижу у вас.

— Сколько опыт?

— На бирже пишут, что можно без опыта.

— Когда закончили? У нас молодежная практика - не позже, чем 2 года после вуза. 

— Значит, сотрудником с инвалидностью не возьмете. А почему тогда вакансия выходит, как для людей с инвалидностью? 

— А это уже не мы. Мы подали в центр занятости, они там сами размещают.

Искать работу дальше человеку на коляске, пусть даже и с высшим образованием, бесполезно, поняла я. Но я вспомнила смешную и одновременно горькую историю, как в первоначальной версии Атласа профессий людям с ограничением зрения предлагали освоить профессию медиума и гадалки. 

Выбираю в поле «полная слепота» в сочетании с тугоухостью. Поисковик выдал больше всего вакансий психолога. Также много объявлений, но с маленьким количеством вакансий преподавателей вузов. Еще вышло 70 вакансий инженера-механизатора сельского хозяйства, 29 вакансий лаборанта-исследователя и даже 12 мест IT-дизайнера. Не очень представляю, как человек с полной слепотой может быть инженером, лаборантом или дизайнером. Но я уже ничему не удивляюсь. 

Читайте также: Право на материнство. О чем думают казахстанки с инвалидностью, желающие родить ребенка

Байланысты жаналықтар

Бесплатно не положено? Что люди с  инвалидностью должны знать о льготах 

23.10.2023

«Где Ажар Гиният?» Люди с инвалидностью устроили скандал в Астане

11.09.2023

Инвалидность не мешает работать в школе. Учитель из Алматы делится опытом

31.08.2023

Язык без статуса, или почему ущемляют неслышащих казахстанцев

23.05.2023

Дети с инвалидностью не дождались “золотых учебников”

05.05.2023

Люди с инвалидностью в маслихатах – итоги выборов

07.04.2023
MalimBlocks
Бесплатно не положено? Что люди с  инвалидностью должны знать о льготах 

Ежегодно правительство тратит колоссальные средства на бесплатные социальные услуги. Но много ли граждан ими пользуются? Наш автор Айслу Асан разобралась, на что могут рассчитывать люди с инвалидностью. 

«Где Ажар Гиният?» Люди с инвалидностью устроили скандал в Астане

Группа граждан с инвалидностью устроили скандал в Доме министерств в понедельник, 11 сентября. Несколько человек прервали рабочее совещание сотрудников Минздрава и потребовали, чтобы к ним вышла глава ведомства Ажар Гиният.

Инвалидность не мешает работать в школе. Учитель из Алматы делится опытом

Молодая учительница Акбота Онгарова из Алматы - единственный педагог с инвалидностью в школе №204. Обучение на дому не помешало ей получить высшее образование, как и ревматоидный полиартрит не мешает преподавать английский язык и радоваться успехам своих учеников.

Язык без статуса, или почему ущемляют неслышащих казахстанцев

Сурдопереводчиков на одном из телеканалов в Шымкенте уличили в ложном переводе. Это редкий случай, когда общество обратило внимание на факты ущемления прав неслышащих граждан и потребовало от виновных объяснений. Наш автор Айслу Асан разбиралась, почему даже при колоссальных государственных тратах на сурдоперевод качество услуг далеко от идеала.

Дети с инвалидностью не дождались “золотых учебников”

Слишком частая смена школьных программ и перепечатка учебников, возможно, помогают казахстанским детям учиться лучше, хотя на этот счет многие могут поспорить. Но для школьников с инвалидностью это постоянно оборачивается катастрофой. Наш автор Айслу Асан разбиралась, почему, несмотря на госпланы и обещания правительства создать равные условия для всех, в спецшколах и интернатах дети сидят без учебников.

Люди с инвалидностью в маслихатах – итоги выборов

Введение тридцатипроцентной квоты в избирательных списках политических партий, во всяком случае на прошедших выборах в мажилис и маслихаты, все-таки повысило заинтересованность граждан с инвалидностью в политическом участии. Наш автор Айслу Асан изучила, как много граждан с инвалидностью попали в маслихаты, и чем их кампания отличилась.