Дюбель Досаева. 125 лет можно жить в алматинских панельках, считает эксперт

Идея акима Алматы Ерболата Досаева снести советские панельки лишила горожан покоя. Больше всего народ смущает отсутствие серьезного обоснования решения. Доводы Досаева о том, что в панельках нельзя забить дюбель, не внушают доверия и архитектору Павлу Савранчуку.

Венера Касумова

  • 31.01.2023

- Павел Петрович, правда, что панельки в алматинских микрорайонах не выдерживают более 25 лет эксплуатации, как говорит аким города?

— Это, конечно, очень сильное заявление, что эти панельные дома отслужили 25 лет и все. На самом деле, если контролировать их состояние с помощью капитального ремонта и обследований, что при современной аппаратуре очень просто, то они будут стоять еще долго, потому что бетон со временем становится прочнее, единственное – периодически нужно проверять состояние металлических стыковочных элементов конструкции.

Микрорайоны индустриальной застройки, на сегодняшний день, прекрасно исполняют свою функцию. Это относительно доступное жилье с хорошей экологией, социальной обеспеченностью и благоустройством. На основании данных специальных обследований института МосжилНИИпроект, срок физической эксплуатации панельных индустриальных домов 50-60-х годов постройки определен в 125 лет, а 25 лет – это период производства планового капитального ремонта. Время кардинальных перемен для них еще не пришло.

Читайте также:

Азаматхан Амиртай ударил по коррупции пластиковой бутылкой «Легитимность под вопросом» – архитектор Ерлан Сакипов о генплане Алматы

- Вы предлагаете ввести новые СНиПы, почему?

- Дело в том, что полноценный регулирующий документ СНиП («Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских населенных пунктов») был отменен. Сейчас есть два документа: свод правил РК  и строительные нормы РК, которые в большой степени дублируют друг друга, и содержат, в основном, декларации.

В СНиПе всегда должны быть жесткие количественные данные в виде таблиц, когда вы за определенную цифру уже зайти не можете, как говорят политики, за красную линию.  А в нынешних документах содержатся не количественные, а качественные данные: что-то улучшить, расширить, сделать выше или красивее.

В отмененном градостроительном СНиПе было четко распределено обязательное требование и рекомендуемое требование. Например, обязательным требованием было то, где объекты социнфраструктуры должны находиться, какой должен быть радиус доступности, количество мест и прочее, а в Своде правил РК под названием этого раздела сразу же написано «ознакомительное».

Другими словами, сейчас, при уплотненной застройке, которая не обеспечена ни школами, ни детсадами, в любой момент можно сказать о том, что у нас нет жестких требований, мы делаем уплотненную застройку, заселяем людей, решаем вопрос увеличения жилой площади, а поликлиники будем использовать соседние или построим потом. Смягчение требований, получается, было необходимо под задачу построить как можно больше квартир и не заниматься вопросами  обеспечения социальной инфраструктуры и ее доступности.

- Вы говорили, что для Алматы нужен отельный регулирующий СНиП, почему?

- Даже если вернуть общегосударственный СНиП, он не совсем для города Алматы подходит. Городу с его статусом и специфическими проблемами нужен собственный СНиП. Поэтому я считаю, что первейшей задачей акимата должна быть не разработка генплана, а создание нормативной основы для него - регламентирующего документа, который позволил бы всем участникам градоформирующего процесса контролировать друг друга, увидеть несоответствия содержания проблем и предлагаемых путей их решения. Сейчас этого нет, поэтому и возник вопрос с панельными районами. Снос панельных домов выглядит как волевое, то есть, необоснованное решение городских властей, на сегодняшний день нецелесообразное.

- Решение заполнить этот участок уплотненной застройкой?

- Дело в том, что эти панельные дома расположены на ровной территории, обеспеченной сетями, где нет особо сложных задач с рельефом. Кроме того, многие сети в советские времена там делались с запасом. Если даже они износились, все равно они проложены, их просто можно где-то отремонтировать, привести в соответствие. То есть, это очень привлекательный для застройки участок. Может быть когда-нибудь ими нужно будет заняться так радикально, но не сейчас. Есть более насущные проблемы города. И потом, как можно решать задачи одних за счет ухудшения жизни других? Люди, живущие в микрорайонах, несмотря на довольно скромные комфортные условия квартир, обеспечены детсадами, школами, нет проблем с озеленением. Там же все проектировалось на основе доступности: до детсада должно было быть 300 метров, до школы - не более 500. И попробуйте сделать меньше - не пройдете согласование, так как все это жестко регламентировалось.

Сегодня совершается попытка решить антигуманную задачу обеспечения прибылью строительных компаний. Но опасно даже не это, а то, что в условиях отсутствия жестких нормативных ограничений и градостроительных документов, позволяющих различную трактовку, появятся очередные сверхуплотненные МЖК с лицензией на вседозволенность.

- Получается, решая проблемы одних, власти города создают проблемы другим, ведь застройка будет нагружать те же электросети, водопроводные сети, теплосети.

- Даже не так. Массовый демонтаж этих районов – невероятно дорогое удовольствие, такую реновацию пока смог потянуть один единственный город – Москва, который обладает весьма специфическим масштабным бюджетом. Там сносят панельные пятиэтажки по программе реновации. Власти города четко просчитали, в какие деньги это обойдется, ну и мощный городской бюджет это позволил.

Читайте также:

Снос домов под соусом реновации грядет в Алматы

Домогался ли политик Толеутай Рахимбеков своей дочери?

Мне кажется, у нас пока об этом не задумывались, тут же нужно провести демонтаж зданий, утилизировать конструкции, нарушить ландшафтное благоустройство, переселить живущих там людей, которые, к тому же, могут не согласиться поменять достаточно удобную транспортную доступность, относительно хорошую экологию, озеленение, благоустройство на сомнительную перспективу. И самое главное – нет никакой гарантии, что новая организация  жилой среды, в целом, будет качественно лучше.

Если посмотреть на примеры сверх плотной застройки в Алматы, строятся ЖК с очень большими нарушениями, но формально нарушений как-бы нет, потому что нет жестких ограничений, и есть всевозможные пути обхода нормативных требований.

Со второй половины 70- годов разрабатывались всевозможные способы модернизации панельных домов, согласно которым можно пристраивать, увеличивать ширину корпуса, улучшать планировку квартир, менять ее заселенность, делать независимые надстройки до 11 этажей. И не только с самими домами, но и с территорией, социальной инфраструктурой.

- Почему тогда в Москве панельки снесли?

- В Москве сносят не все подряд, а в первую очередь типовые серии, которые оказались с дефектами, проявившимися со временем. Их в любом случае уже нужно было заменять, потому как там просели перекрытия, прохудился утеплитель, где-то были протечки, в некоторых домах инженерные коммуникации делались замоноличенными в бетон. Алматы и Казахстан вошли в программу строительства  микрорайонов, когда уже все было хорошо развито, и это по тем временам решало задачу расселения. Повторюсь, эти панельные пятиэтажные дома среди индустриальных домов, - одни из самых прочных по своей сейсмической устойчивости, намного прочнее, чем дома более позднего периода – каркасные с более добротной отделкой, и во многих из них как раз требуется усиление, несмотря на то, что это современная застройка.

- Многие эксперты высказываются о том, что сроки принятия и обсуждения генплана достаточно сжатые и формальные, а сам документ еще сырой, а как Вы считаете?

-  Прежде всего, это огромный труд разработчиков. Формально все обсуждения открытые, посмотрим, что будет дальше. Повторюсь, отсутствие общих понятных всем норм, специальных городских регламентов для Алматы приводит к тому, что нет взаимопонимания между участниками процесса. Одни не знают, что потребовать, другие не имеют ограничений, поэтому и работают в условиях таких свободных норм, которые не запрещают выходить за рамки иногда даже логики. Очень важны нормативы для конкретного города, можно конечно их собрать из разных СНиПов, но это будет совершенно неправильно. Нужно проводить специальное исследование по отдельным разделам и факторам, делать выводы, выявлять крайние  значения в цифрах, и их уже в виде норм представлять как градостроительный документ. Считаю, что в том числе для этого и создан институт «Алматыгенплан», это его прямая задача, так как он декларируется как научно-исследовательский.

Нонсенс, что город с такой социально-экологической спецификой не имеет собственных специальных строительных норм, и в этом качестве использует импровизированные, в зависимости от ситуации, рекомендации. Нам нужен СНиП конкретно для Алматы, тогда генплан будет «зданием», стоящим на надежном фундаменте.

Читайте также:

Парящие школьники в Казахстане: как распознать и что делать?

Новый генплан поможет Досаеву замести следы - общественники

Байланысты жаналықтар

Жители Астаны требуют вернуть набережную

25.04.2024

Касымбек засекретил рабочий проект экопарка на Талдыколе?

12.04.2024

Строительный кодекс не для людей – депутат

13.02.2024

Малый Талдыколь возвращается?

13.02.2024

«Пожалуйста, сохраняйте спокойствие» - Токаев обратился к алматинцам

25.01.2024

Мы хотим открытости от аппарата Касымбека - Menin Elim Dala

26.12.2023
MalimBlocks
Жители Астаны требуют вернуть набережную

Жильцы жилых комплексов Central Park и «Изумруд» в Астане требуют отменить застройку территории набережной реки Ишим возле своих домов. Они считают, что власти дали разрешение на возведение многоэтажных жилых башен незаконно.

Касымбек засекретил рабочий проект экопарка на Талдыколе?

Столичные общественники не могут получить от сотрудников акимата рабочий проект строительства экопарка на территории Малого Талдыколя. При этом некие люди уже несколько раз пытались начать строительные работы без документов.

Строительный кодекс не для людей – депутат

Проект нового Строительного кодекса раскритиковали в мажилисе. Депутат Бакытжан Базарбек заявил, что его нормы повторяют нормы действующего кодекса, а по содержанию документ больше напоминает работу школьника.

Малый Талдыколь возвращается?

Инженерные траншеи близ осушенных застройщиками озер Малого Талдыколя наполнились водой. Местные жители подозревают, что это подземные воды, которыми ранее питались осушенные водоемы.

«Пожалуйста, сохраняйте спокойствие» - Токаев обратился к алматинцам

Госорганы Алматы были не готовы к принятию незамедлительных мер во время чрезвычайной ситуации. Такой вывод сделал президент, в четверг, 25 января, выступая на совещании по вопросам обеспечения сейсмической безопасности.

Мы хотим открытости от аппарата Касымбека - Menin Elim Dala

Общественная организация Menin Elim Dala требует переноса срока принятия генерального плана Астаны и выступает против срочного проведения общественных обсуждений по множеству объектов. Гражданские активисты считают, что прежде чем утвердить документ, власти должны представить общественности решение системных проблем. С членами Menin Elim Dala Тогжан Жунусовой и Жанаргуль Беккожиной мы поговорили о продолжающейся борьбе с точечной застройкой.