Айдос Сарым: Перекладывание вины становится дурной чертой нашего народа
За пару дней до того, как президент объявит о возможных политических реформах, в парламенте должна была прозвучать правда о январских событиях, что вполне логично. Строить «новый Казахстан» на следах крови сотен убитых граждан, когда многое покрыто тайной, понятно, вряд ли получится. И вот в понедельник, 14 марта, генеральный прокурор Берик Асылов пришел на пленарное заседание в мажилис, чтобы ответить на вопросы казахстанцев, интересы которых представляют депутаты.
Очевидцев самого крупного протеста в истории Казахстана среди парламентариев не было, поэтому специально для них генпрокурор подготовил видеоролик, в котором видно, как вела себя агрессивная толпа во время ночных погромов. Аналогичное видео на протяжении нескольких недель с комментариями о неких мародерах и террористах изо дня в день и без особого повода крутят на телевидении. Так что, ничего нового в нем не было, а вот статистка погибших у генпрокуратуры обновилась. Теперь в официальном списке погибших 230 человек, из них 19 – военные и сотрудники силовых служб.
Читайте также: Амиртай спешит на помощь! Активисты Линейного парка пойдут в суд
- Больше всего погибло в Алматы – их 139 человек. На сегодня установили, что при отражении штурмов административных зданий и в ходе наведения правопорядка ликвидировали 86 нападавших. По 53 погибшим обстоятельства смерти выясняются. Они обнаружены на территории города с различными ранениями, в том числе 48 – с огнестрельными, двое – ножевыми, трое – с другими травмами и ожогами. (…) На сегодня мы точно знаем о гибели 20 граждан, которые случайно попали под обстрел. Из них 11 – в Алматы, 8 –в Алматинской области и один в Таразе. Среди них те, кто попал под перекрестный огонь, есть погибший от рук погромщиков, а также те, кто не подчинился требованиям, военных на блокпостах, – сказал генпрокурор.
Неспособность силовиков противостоять погромам Асылов объяснил многократным перевесом нападавших. 3,5 тысячи сотрудников правоохранительных органов, по его данным, получили травмы. КНБ ведёт 15 дел о госизмене, попытке захвата власти и получении взятки. Экс-главе КНБ Кариму Масимову грозит 17 лет лишения свободы.
- По этим делам бывший председатель КНБ Масимов, а также три его заместителя были арестованы с санкции суда. Ещё два руководителя этого органа, подозреваемых в злоупотреблении полномочиями, привлечены к уголовной ответственности. Делам Комитета национальной безопасности присвоен гриф "Совершенно секретно". В этой связи мы не можем всесторонне обнародовать ход расследования, - сообщил Берик Асылов.
До сих пор неизвестно, куда временно подевалась полиция, когда мирные протесты перешли в насильственную фазу. Об этом депутаты спрашивать не стали. Генпрокуратура подтверждает, что 5 января начальники двух департаментов полиции и трёх департаментов КНБ в Алматы, Алматинской, Жамбылской и Кызылординской областях оставили свои здания. Оружие силовиков перешло в руки преступников, более 2 тысяч единиц все еще не вернули. По этим фактам завели семь уголовных дел. Следствие почти завершено, но сообщается об аресте лишь только начальника ДКНБ Алматы Нурлана Мажилова. Главу МВД Ерлана Тургумбаева сняли с должности, он стал советников президента.
Читайте также: Эксперты раскритиковали план правительства по улучшению уровня жизни казахстанцев
Ещё одно уголовное дело расследуют по факту превышения полномочий бывшим руководством Министерства обороны, экс-главу ведомства взяли под стражу.
В целом, генпрокурор ограничился сухой констатацией фактов, а вот руководитель общественной комиссии "Акикат" Айман Умарова позволила себе интерпретацию произошедшего, заявив, что истинной целью январских событий был насильственный захват власти, к которому готовились заранее.
- Информационная подготовка имеет следующие цели: дискредитация действующего президента в глазах народа, создание в СМИ и соцсетях негативного общественного мнения о президенте, умышленный саботаж со стороны некоторых чиновников поручений президента, радикализация в учреждениях уголовно-исполнительной системы для использования их в последующем, – сказала Айман Умарова.
За этой риторикой на второй план ушли политические требования протестовавших, заявлявших о коррупции, отсутствии свобод и несменяемости власти, а также социально-экономические причины роста протестных настроений. Доклад Айман Умаровой был бы не столь красноречивым, если бы правоохранительные органы не поделились с ней информацией о некоторых уголовных делах, например в отношении предпринимателей.
Читайте также: Как не сойти с ума. Шапкенов скрывает информацию о тратах на санаторное лечение граждан с инвалидностью
- По делу Накбаева – похищено со склада 15 бочек цианида калия. 500 г этого вещества достаточно для того, чтобы парализовать население одного города. На складах были и другие химические вещества: каустическая сода, азотная кислота. Во всех этих делах замешаны сотрудники КНБ: крышевание криминальных групп, крышевание бизнеса, контроль за покупками контрабанды, наркотиков, обеспечение наличных денег из-за рубежа, проход через границу лиц под видом этнических казахов, контроль над СМИ и другое, – сообщила Умарова.
Официальная версия произошедшего, приправляемая с течением времени все новыми ужасами, кажется вполне логичной, особенно если закрыть глаза на то, что власти не хотят публиковать список погибших, а еще молчат о том, кто виновен в смерти мирных граждан. Кроме того, неизвестно, кто именно хотел лишить Казахстан независимости и суверенитета. Сомнения на счёт официальной версии случившегося на этом пленарном заседании выразил депутат Канат Нуров.
- Есть ли хоть какая-нибудь рабочая версия того, каков был план заговорщиков, и кто в итоге должен был их возглавить? – поинтересовался Нуров.
- Более двух месяцев идёт расследование, но самые главные вопросы: кто организатор, кто должен был возглавить всё это, кто зачинщики – это всё очень крупные и серьёзные вопросы. Сразу ответить, кто был организатором и исполнителем, в настоящее время затрудняюсь, – ответил генпрокурор Берик Асылов.
Читайте также: Казахстанцам солгали о бесплатном обучении 128 тысяч учеников в частных школах
Депутаты задавали вопросы до часа дня, и прекратили это делать, когда спикер предложил остановиться и перейти к выступлениям. Под занавес слово взял депутат Айдос Сарым, призывая всех заранее поддержать президента, который через два дня выступит с обещанным пакетом политических реформ, но между делом не удержался от упрека в адрес народа Казахстана.
- В большинстве случаев наш народ быстро находит виновного, ответственного. К сожалению, перекладывание вины за свои неудачи на других становится дурной чертой нашего народа. Я не говорю это дабы кому-то угодить или подмазаться, но истина такова. Мы бы не проводили это собрание, если бы наш президент, Касым-Жомарт Кемелевич Токаев не принял во время соответствующие критические исторические решения, не проявил настойчивости, сказав, «несмотря ни на что, я останусь в столице, буду вместе с народом». (...)
Через 2 дня на эту трибуну придет глава государства и обнародует свои исторические значимые политические, экономические реформы. Давайте хотя бы в этот раз сплотимся вокруг президента и поддержим послание не как мы привыкли, по старинке. Если подражать президенту, то подражать в плане принятия на себя личной исторической ответственности, - сказал Сарым.
Неизвестно, кто еще, кроме Айдоса Сарыма намерен подражать президенту. На этом пленарном заседании его коллеги были скромны в выражении своих желаний.