Шарлапаев ведет Казахстан в промкооперацию ЕАЭС. Кому это выгодно?
В среду, 27 марта, депутаты мажилиса напоминали ежиков из избитого анекдота, которые кололись, плакали, но продолжал есть кактус. Министр промышленности и строительства Канат Шарлапаев пришел к ним на пленарку, чтобы те ратифицировали протокол о внесении изменений в Договор о ЕАЭС. В нем появится новая норма о реализации государствами-членами ЕАЭС совместных кооперационных проектов в отраслях промышленности.
Шарлапаев рассказал, что об инструментах поддержки для развития промышленного сотрудничества просили бизнесмены (правда не уточнил, какой страны). Поэтому участники ЕАЭС и придумали механизм посредством промкооперации.
Источником финансирования будут десятипроцентные вложения от общей суммы поступлений в бюджеты государств-членов от специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин. Пилотный механизм финансового содействия рассчитан на пять лет с возможностью пролонгации, если все государства-члены ЕАЭС согласятся.
Центр промкооперации построят на границе Казахстана и Узбекистана. Максимальный объем субсидии на один проект - 1,89 миллиарда тенге в год. Казахстан включил в перечень 15 финансовых организаций, в том числе 11 банков второго уровня, 4 дочерние компании Холдинга "Байтерек".
- Средства предоставляются Евразийской экономической комиссией национальным финансовым организациям государств-членов и Евразийскому банку развития в форме субсидии в размере 100% базовой ставки, установленной национальными банками государств-членов. При этом коммерческая ставка кредита не должна превышать 6,5% к базовой ставке, - сообщил Шарлапаев.
Депутаты уже обсуждали законопроект ранее с участием подчиненных Каната Шарлапаева, но удовлетворительных ответов от них не услышали. На пленарном заседании же они обращали внимание на самую злободневную тему – выгоду Казахстана, если она действительно будет.
- У вас 26 направлений коопераций. Среди них есть производство самолетов, кораблей, но нет производства пищевой продукции. (…) Почему? В документе написано о легкой промышленности, а где переработка шерсти? – спросил Анас Баккожаев.
Министр ответил, что список из 26 отраслей, которые будут финансировать в рамках промкооперации, утвердила экономическая комиссия ЕАЭС .
- Но этот список в будущем можно дополнить, - заверил Шарлапаев.
Другой депутат Лукбек Тумашинов не понимал, почему в Казахстане нельзя воссоздать заготовительные конторы по продаже и обработке мяса, шерсти, кожи, чем вызвал недовольство у Шарлапаева и спикера мажилиса Ерлана Кошанова за вопрос не по теме.
- Я еще раз говорю: давайте не отклоняться от текста законопроекта. Включите микрофон депутата Тумашинова. Что хотите спросить? - нервничал Кошанов.
- Я говорю: можно производить желатин из кожи, перерабатывать шерсть. Есть ведь спрос в мире? – злился упрямый Тумашинов.
- Можно производить желатин или нет? Говорите, - нетерпеливо обратился Кошанов.
- Можно, можно, - улыбнулся Шарлапаев, от чего никому не стало легче.
Забыть отсутствие конкретики на обсуждениях законопроекта не мог депутат Болатбек Алиев. Было видно, что сказать на пленарке он хотел больше, но не сказал, заверив, что законопроект все равно поддержит.
- Уважаемый министр, мы обсуждали ратификацию на заседании комитета с участием вашего заместителя и руководителя департамента. На ряд вопросов они ответили очень на низком уровне, не владея точной информацией. (…) Финансовые вопросы, когда участвуют пять государств, требует профессионального подхода. Мы поддерживаем ратификацию, но в подготовке на многие вопросы они не могли ответить, - жаловался Алиев.
Его коллега Азат Перуашев тоже был не доволен ответами чиновников на том самом заседании комитета. Но теперь он беспомощно апеллировал к словам президента, призывавшего на одном из последних государственных ивентов развивать национальную буржуазию. Депутат заметил, что Токаев с упреком привел в пример соседние государства, где крупный бизнес активно вкладывает деньги в экономику своих стран. Намек на противоречие он приправил запоздалыми требованиями.
- Предложенный список отраслей, который подлежит поддержке в рамках данного соглашения, ориентирован на преимущества российской, белорусской экономик прежде всего. Фракция «Ак жол» требует дополнить его конкурентными преимуществами, которые есть у казахской экономики — это пищевая промышленность, сельхозпереработка, производство стройматериалов и другими. Просим министерство занять активную позицию, а не просто принимать чужие предложения, - сказал Шарлапаев.
Перуашев уточнил, что хотел бы, чтобы Казахстан не был всего лишь формальным партнером, а внес требования о доле Казахстана и казахстанского бизнеса в реализуемых на территории нашей страны проектах в 25-30, а может даже 50 процентов, чтобы получать реальный доступ к технологиям и реальную прибыль.
Шарлапаев же кивал в ответ, прекрасно понимая, что в этот самый час ему требуется лишь ратификация, а что будет потом – кто знает? И депутаты не обманули его ожиданий. Азат Перуашев и его фракция голосовали против законопроекта на прошедших заседаниях комитета, но на пленарке документ все-же поддержали. Когда приступили к электронному голосованию, один из парламентариев нажал кнопку «против» и еще один воздержался, но это совсем ничего не изменило. Теперь законопроект рассмотрит сенат.
Читайте также: Мутные паводки: рассмотреть виновных пытается правительство