Заочная инвалидность. Плохой пилот или экономия бюджета?

Пилотный проект Минтруда и соцзащиты населения, призванный избавить от сложной и порой нелогичной процедуры освидетельствования людей с инвалидностью, похоже, не даст результатов, которых от него ожидали. Казахстанцы жалуются, что при заочном освидетельствовании врачебные комиссии присваивают более легкие группы инвалидности, чем при очном. В результате и без того небольшие пенсионные выплаты снижаются, что вызывает у граждан недовольство.

Айслу Асан

  • 31.08.2022

Присвоение инвалидности или освидетельствование казахстанцы всегда сравнивали с прохождением кругов ада. Бумажная волокита, очереди, стрессы приводили к конфликтным ситуациям. Люди недоумевали, зачем ехать на освидетельствование тем, у кого, например, нет конечности, ведь шансов, на ее появление в процессе любого лечения все равно нет.

Читайте также: Алихан Смаилов казахстанцам: Выходите из зоны комфорта

В октябре прошлого года правительство объявило о пилотном проекте заочного установления инвалидности. Цели, как и всегда, благие: улучшить качество госуслуги без хождения по инстанциям; обеспечить прозрачность процесса; снизить риски предоставления недостоверных медицинских документов; исключить бумажную волокиту.

Теперь людям с инвалидностью и их близким для освидетельствования достаточно предоставить необходимые документы обследования в закрепленной поликлинике. Заочное освидетельствование можно пройти по 12 нозологиям, которые не требуют широкой диагностики и функциональных исследований. Среди них злокачественная онкология, туберкулез всех локализаций, болезни системы кровообращения у взрослых, психические заболевания, детский аутизм, сахарный диабет у детей и другие. Получатели услуги отмечают, что процедура оформления инвалидности действительно стала легче.

- Анализы приезжали из поликлиники домой к нам брать. Заранее медсестра наша предупреждала в какой день и время. Наш профильный врач-невропатолог тоже домой приходила. Соответственно сын, он у меня в инвалидной коляске, в поликлинику не ездил. И ещё один момент: я заранее оформила у нотариуса доверенность от сына, чтобы было проще. Эту доверенность потом тоже сканировали и прикрепляли ко всем документам, что я официальный опекун. Затем, когда поликлиника подготовила весь пакет мед. документов, уже я пришла в поликлинику с ЭЦП, меня направили в кабинет, где у меня взяли все документы и флешку с ЭЦП.

Всё они сами оформили на каком-то видимо сайте за 5-10 мин. Через неделю я забрала уже в МСЭ готовую справку об инвалидности. И как сказали там, дали только на год инвалидность, потому что мы заочно оформили всё... То есть если бы лично пришли на медкомиссию, то дали бы на 2 года… Мне только интересно, неужели редкое орфанное заболевание, от которого ещё нет в мире лекарства, может исчезнуть за год или 2 года? – делится Елена Гриб из Костаная.

За 10 месяцев заочное освидетельствование прошли более 30 тысяч человек, почти 9,5 тысяч из них получили инвалидность впервые. И все, вроде бы, хорошо, если не считать, что заочная форма подтверждает инвалидность только на один год, тогда как при очной инвалидность давали на два года; сложные неизлечимые диагнозы нужно подтверждать ежегодно.

Читайте также: Работающая бедность. Почему правительство не повышает пособия?

Оперативность – единственный заметный плюс пилотного проекта, а самый главный минус достаточно большой: теперь врачи присваивают более легкие группы инвалидности.

- Супругу заочно присвоили 2 группу. После моего обращения, потому что супруг сам разучился читать, писать и многое другое делать разучился, к сожалению, разрешили пройти комиссию очно, где присвоили 1 группу. Оказывается, решение онлайн дается на основании заключения врачей, информации в которых оказалось недостаточно для принятия объективного решения. Вот так вот. Хотели как лучше - да, а получилось не очень, - говорит Шырын Мусаева из Алматы.  

Причину разногласий в экспертных заключениях очного и заочного освидетельствования в Минтруда объяснили некачественным оформлением направлений на медико-социальную комиссию.

«Некачественное оформление медицинскими организациями направления на МСЭ (объективный статус не полностью отражает состояние освидетельствуемого лица, несоответствие объективных, лабораторно-инструментальных данных вынесенному клиническому диагнозу, отсутствие анамнестических данных), являются основной причиной разногласий в экспертных заключениях очного и заочного освидетельствования», - говорится в официальном ответе ведомства на запрос Malim.kz.

Правозащитница, руководитель «Службы права особенного ребенка при ОФ "Nomad Rights " Айгуль Шакибаева получает много обращений о присвоении более легкой группы инвалидности детям при заочной форме. Она считает, что родителям стоит оспаривать решения комиссии. 

- Есть примеры, когда родители не соглашаются и подают жалобу в вышестоящий орган.  Практика показывает, что жалобу удовлетворяют и соглашаются, что на местах МСЭ занизили степень инвалидности, - говорит Айгуль Шакибаева.

Защищать свои права решаются не все. Люди не очень верят в справедливость боятся, что в результате разбирательств болезни останутся, а инвалидность снимут вовсе.

 - Я была два года на 2-ой группе. У меня онкокарцинома тройная негативная, РМЖ (рак молочной железы - Ред). Мне ни один онколог не сказал, что я в ремиссии, все молчат, как партизаны. Мне 63 года, получаю пенсию. После химий и лучевых года два приходила в себя. Не осталось ни одного здорового органа. Недавно по потере слуха на одно ухо сделала операцию. Проверила глаза: сетчатка отслоилась и катаракту обнаружили, подозревают глаукому. И вот очно меня закинули в 3 группу. Оспаривала, потратила нервы, с высоким давлением не раз вызывала скорую. Обычно лет 5 подтверждают группу, и если по истечении этого срока нет рецидива, могут и снять инвалидность. Они решили, что я почти здорова, хотя вырезан орган и лимфоузлы, в которых были mts (авт. прим. метастазы). Мне многие онкобольные жаловались, со 2-ой на 3-ю группу их скинули. Очень сырой проект, недоработанный, - делится Салтанат Джумадилова из Алматы.

Читайте также: Вот такая вот «Спинраза»! К Жамишеву у «СК-Фармации» возникли вопросы

Правозащитница Айгуль Шакибаева подозревает, что дело не только в недоработанности пилотного проекта, а еще и в стремлении правительства всеми путями сэкономить на социальных выплатах и объемах услуг по индивидуальной реабилитации.  

- Из-за разницы в объеме услуг и сумм пособий у нас все привязано к денежному выражению. Чем ниже социальная обстановка в стране, тем выше запрос на оформление инвалидности (…) До нас доходит информация о лимите на каждую область по количеству людей с инвалидностью. Открыто об этом пока никто не говорит, но скорее всего каждый член комиссии МСЭ придерживается некоего негласного лимита в течение года. И понятно, что более легкая группа — это меньше пособий и меньше гарантированный объем услуг, которые должен оказать местный исполнительный орган.

(…) Думаю, что в заочном освидетельствовании есть еще проблема в технических вопросах - добавление дополнительных функций, чтобы электронный формуляр был намного информативнее. Новая форма освидетельствования приживется, если отправная точка, то есть лечащий врач, будет заполнять более полную развернутую картину болезни и ее последствий, - говорит Айгуль Шакибаева.  

Чтобы исключить несправедливое определение группы инвалидности, эксперт считает важным разделить объем предоставляемых услуг между республиканским и местным бюджетом либо подключить дотации на города с недостаточным финансированием. 

Источник фото: m.yk-news.kz

 

Байланысты жаналықтар

Бесплатно не положено? Что люди с  инвалидностью должны знать о льготах 

23.10.2023

Инвалидность не мешает работать в школе. Учитель из Алматы делится опытом

31.08.2023

Язык без статуса, или почему ущемляют неслышащих казахстанцев

23.05.2023

Дети с инвалидностью не дождались “золотых учебников”

05.05.2023

Люди с инвалидностью в маслихатах – итоги выборов

07.04.2023

Кто представляет людей с инвалидностью в мажилисе?

30.03.2023
MalimBlocks
Бесплатно не положено? Что люди с  инвалидностью должны знать о льготах 

Ежегодно правительство тратит колоссальные средства на бесплатные социальные услуги. Но много ли граждан ими пользуются? Наш автор Айслу Асан разобралась, на что могут рассчитывать люди с инвалидностью. 

Инвалидность не мешает работать в школе. Учитель из Алматы делится опытом

Молодая учительница Акбота Онгарова из Алматы - единственный педагог с инвалидностью в школе №204. Обучение на дому не помешало ей получить высшее образование, как и ревматоидный полиартрит не мешает преподавать английский язык и радоваться успехам своих учеников.

Язык без статуса, или почему ущемляют неслышащих казахстанцев

Сурдопереводчиков на одном из телеканалов в Шымкенте уличили в ложном переводе. Это редкий случай, когда общество обратило внимание на факты ущемления прав неслышащих граждан и потребовало от виновных объяснений. Наш автор Айслу Асан разбиралась, почему даже при колоссальных государственных тратах на сурдоперевод качество услуг далеко от идеала.

Дети с инвалидностью не дождались “золотых учебников”

Слишком частая смена школьных программ и перепечатка учебников, возможно, помогают казахстанским детям учиться лучше, хотя на этот счет многие могут поспорить. Но для школьников с инвалидностью это постоянно оборачивается катастрофой. Наш автор Айслу Асан разбиралась, почему, несмотря на госпланы и обещания правительства создать равные условия для всех, в спецшколах и интернатах дети сидят без учебников.

Люди с инвалидностью в маслихатах – итоги выборов

Введение тридцатипроцентной квоты в избирательных списках политических партий, во всяком случае на прошедших выборах в мажилис и маслихаты, все-таки повысило заинтересованность граждан с инвалидностью в политическом участии. Наш автор Айслу Асан изучила, как много граждан с инвалидностью попали в маслихаты, и чем их кампания отличилась.

Кто представляет людей с инвалидностью в мажилисе?

Четыре кандидата в депутаты с инвалидностью от четырех партий прошли в мажилис на прошедших выборах, и теперь должны представлять во власти интересы этой группы граждан. Событие беспрецедентное: все депутаты с инвалидностью известны своей работой в гражданском секторе. Наш автор Айслу Асан выяснила, чем новые мажилисмены интересны и что уже сделали для своих избирателей.