Диалог религий, культур, цивилизаций – единственно возможный путь для человечества
В преддверии VII Съезда лидеров мировых и традиционных религий.
Будем надеяться, что настоящее время можно определить как постпандемический период. Очевидно, что влияние пандемии коронавируса было всеобъемлющим и изменило жизнь людей, и, в целом, мира. Время пандемии Covid-19 принесло много трудностей в жизнь верующих, так как храмы, мечети и молитвенные дома оказались закрытыми. Люди не могли собраться для общей проповеди, молитв. Это была действительно тяжелая ситуация для верующих, которая вызывала много вопросов и даже возражений. С начала пандемии религиозные организации в Казахстане поддержали государство и активно участвовали в разъяснительной работе среди населения о необходимости таких ограничений. Казахстанское государство инициировало республиканскую акцию «Біз біргеміз» Это была благотворительная акция по доставке продуктовых наборов малообеспеченным семьям, оказавшимся особенно уязвимыми в ситуации пандемии. Кроме того, религиозные общины проводили собственные благотворительные акции, также направленные на помощь нуждающимся семьям, детям-сиротам, домам престарелых.
Однако людям не хватало не только материальных благ, но и духовной поддержки. В попытке понять ситуацию с пандемией коронавируса люди обращались к религии. Соответственно, в этот период возрос интерес к религиозным знаниям и практикам, религиозному просвещению, что способствовало переводу деятельности религиозных общин в онлайн формат, что в свою очередь стимулировало процесс медиатизации религии в Казахстане. Стоит признать, что онлайн-формат в религиозной сфере выявил определенные ограничения, связанные со спецификой религиозного образования и практик, транслирующих не только знания, но и нравственные ценности. Кроме того, люди по-прежнему нуждаются в теплоте, личном общении и межличностном взаимодействии, что не может быть компенсировано дистанционными формами общения.
По причине пандемии коронавируса VII Съезд лидеров мировых и традиционных религий, традиция проведения которого восходит к 2003 году, был перенесен на сентябрь 2022 года. Съезд является важной диалоговой площадкой, собирающей представителей разных религий для обсуждения актуальных вызовов, с которыми сталкивается человечество. VII Съезд будет проходить в непростой для мира период роста конфликтогенности, напряженности, противостояния. Поэтому, в этой ситуации особенно важно продвигать дискурс мирного сосуществования и конструктивного диалога вместо языка враждебности и непонимания.
Казахстан как страна с полиэтническим и поликонфессиональным обществом с самого начала своего обретения Независимости стремится сохранить и обеспечить межэтническое и межконфессиональное мирное сосуществование и диалог как основу стабильного развития. Именно, поэтому казахстанские власти организуют различные мероприятия на местном и международном уровне, посвященные стимулированию диалога между странами, народами, простыми людьми разных религиозных взглядов, культурной принадлежности. Как только стабилизировалась и улучшилась ситуация с пандемией коронавирус началась подготовка к проведению VII Съезда лидеров мировых и традиционных религий. Путь взаимного диалога является не простым, но это единственно возможный путь для всех. Диалог, который продвигает Съезд основан на уважении и признании ценности каждой религиозной традиции, что делает возможным создание диалогового пространства, где главными принципами являются открытость и взаимопонимание.
Религия заключает в себе огромный духовно-нравственный потенциал, которого не хватает современному обществу массового потребления. Господство экономической сферы с её ориентацией на прагматический интерес и достижение максимальной прибыли вне каких-либо нравственно-этических критериев, породив духовное опустошение в душах людей, в итоге приводит кризису во всех сферах общества. Сегодня растёт понимание того, что общество должно быть не только благополучным в материальном плане, но и нравственно здоровым. Выход из духовного кризиса, в котором мы оказались невозможен без обращения к исконным духовным основаниям жизни человека и общества, а, следовательно, без обращения к религии, которая включает в себя безусловные нравственные нормы человеческой жизнедеятельности.
Мировые и традиционные религии понимают свою ответственность перед каждым человеком и всем человечеством, что отражается в их социальных концепциях, где выражается готовность к продуктивному диалогу и взаимодействию со светским обществом и государством и обозначены конкретные сферы сотрудничества – это забота о духовно- нравственном состоянии общества, сфера образования, воспитания, науки, помощь в области здравоохранения, дела милосердия, социальная сфера. Основную задачу религии видят в одухотворении земного порядка, земных ценностей. Конечно, прежде всего, религия является сферой взаимосвязи человека и Бога. Однако свою миссию по спасению человеческой души религии осуществляют в конкретном человеческом обществе и, поэтому, социальное служение выступает составной частью данного процесса. Всё это убеждает в том, что религия обладает большим позитивным потенциалом, который должен быть реализован современным обществом.
Таким образом, реалии сегодняшнего дня диктуют необходимость диалога в разных направлениях: диалог религий, диалог науки и религии, диалог в сфере государственно-конфессиональных отношений. На недавнем круглом столе, организованном посольством Казахстана в Нидерландах профессор Эрин Вилсон (Erin Wilson) поставила вопрос о необходимости «экстра межрелигиозного диалога», справедливо отметив большой потенциал диалога между религиями в социальной сфере: забота о здоровье людей, решение проблем бедности и социальной несправедливости.
Диалог – это не просто обмен мнениями и позициями, это творческий процесс, в ходе которого происходит взаимодействие и взаимообогащение участвующих сторон. В ходе диалога каждая сторона получает возможность расширить горизонты своего видения, посмотреть на себя со стороны и измениться к лучшему. Путь диалога даёт шанс человечеству построить справедливое, мирное, гармоничное общество, в котором каждый, сохраняя свою национальную, цивилизационную идентичность, в то же время осознавал бы свою принадлежность к единой семье человечества.
При этом, необходимо отдавать себе отчет, что диалог религий, для того чтобы оставаться жизнеспособным и вносить свой вклад в строительство общего дома, не может ограничиваться одноразовыми акциями, но предполагает постоянную, непрекращающуюся работу, кропотливый ежедневный труд. Для этого труда по поддержанию и развитию традиций диалога и был создан Центр Н. Назарбаева по развитию межконфессионального и межцивилизационного диалога, который эффективно работает над продвижением диалога религий, культур, цивилизаций.
Цель предстоящего Съезда – привлечь внимание политиков, государственных органов, гражданского общества, простых людей к духовно-гуманистическим ценностям в религиях, чтобы найти пути для миротворческого процесса и дальнейшего успешного развития человечества. Все разделы программы Съезда очень важны, такие как духовные ценности религии, как мы уже упоминали ранее, вопросы образования как мощного инструмента формирования личности на пути толерантности и диалога, вклад религиозных лидеров в противодействие религиозно мотивированному экстремизму, вклад женщин в устойчивое развитие общества.
В завершение хотелось бы рассказать еще об одной инициативе Президента Республики Казахстан К. Токаева. Это работа Государственной комиссии по полной реабилитации жертв политических репрессий советского времени, в том числе верующих, религиозных служителей всех религий, чья жизнь и деятельность была связана с Казахстаном. Известно, что многие религиозные деятели были обвинены, осуждены и отбывали наказание в Казахстане. Несмотря на репрессии в отношении духовенства, активных верующих людей, они следовали своей вере и совершали богослужения нелегально. Восстановление памяти об репрессированном духовенстве, о репрессированных верующих людях различных религий так же будет способствовать развитию межрелигиозного диалога на основе общей травматической памяти.
Шаповал Ю.В., д.ф.н,
профессор кафедры религиоведения ЕНУ им. Л.Н. Гумилева