Что обещают людям с инвалидностью на президентских выборах

Казахстанские политики никогда не обращаются к людям с инвалидностью с высоких трибун. Почему-то принято считать, что они нуждаются лишь в пособиях и медицинской помощи, а не в равных правах, возможностях, инклюзивной среде или политическом участии. Наш автор Айслу Асан решила проверить, насколько предвыборные программы кандидатов в президенты соответствуют современному времени, и рассматривают ли они людей с инвалидностью как потенциальных избирателей.

Айслу Асан

  • 09.11.2022

Жигули Дайрабаев, читайте законы!

Программа кандидата от партии “Ауыл” Жигули Дайрабаева затрагивает проблемы людей с инвалидностью в блоке о доступности медицинской помощи.

«Нашей целью остается обеспечение равноправного участия людей с ограниченными возможностями в жизни общества, их право на самоопределение во всем, что затрагивает их жизненные интересы», - написано в программе Дайрабаева.

Читайте также: Почему Январь не помог власти и обществу договориться, обсудили эксперты

Звучит неплохо, но далее кандидат в президенты называет людей с инвалидностью «инвалидами», что в цивилизованном мире давно моветон. О каких равных правах может говорить кандидат, если использует слова-стигмы? Впрочем, предложения в программе Дайрабаева все же есть.

Он хочет создать институт уполномоченных по правам инвалидов, а еще обеспечить покрытие затрат на лекарства, медобслуживание, протезирование и специальную медтехнику для людей с инвалидностью. Дайрабаев не знает матчасть, иначе бы понимал, что прежде, чем покрывать расходы людей с инвалидностью, нужно чтобы гражданам было на что покупать. И дело не только в низких пособиях, но и в отсутствии четкой и работающей государственной стратегии по трудоустройству и созданию доступной среды, о которой говорят в нашей стране десятки лет, но дальше разговоров дело так и не идет.  

Предлагает Дайрабаев и пересмотр правила установления и снятия инвалидности, обещает сделать порядок переосвидетельствования инвалидности логичным, исключающим условия для коррупции. За непредоставление трудовых квот и нарушение правил создания доступной среды для людей с ограниченными возможностями Дайрабаев планирует штрафовать. Кандидат видимо не знает, что штрафы за это давно прописаны в Кодексе об административных правонарушениях! Другой вопрос, что это совсем не помогает решить ни проблемы трудоустройства, ни проблемы создания доступной среды. Дайрабаев обещает людям с инвалидностью приоритетное право на получение соцжилья, но и это в законодательстве тоже есть.

Нурлан Ауесбаев: спецпрограммы каждому  

Кандидат от Общенациональной социал-демократической партии Нурлан Ауесбаев людям с инвалидностью вовсе ничего не обещает. Он хочет лишь ввести некий стандарт качества жизни казахстанцев, поделив граждан на группы.

«В нём будут учтены потребность человека в полноценном питании, одежде, лекарствах, коммунальных услугах, получении информации, отдыхе. Для каждой отдельной группы граждан, выявленной в ходе исследований, будут разработаны специальные программы по достижению ключевых показателей», - написано в программе Ауесбаева.

Остаётся надеяться, что кандидат от ОСДП знает, что разделение граждан на сословия запрещает Конституция Казахстана.

Мейрам Кажыкен: без оригинальности  

Кандидат Мейрам Кажыкен упомянул людей с инвалидностью во вступительной части:

«В фокусе Программы находится Человек, в разных качествах и статусах: от младенца — до преклонного возраста; будь то женщина или мужчина; верующий, агностик или атеист; занятый или безработный, лица с особыми потребностями или пенсионер; наемный работник или предприниматель. Программа нацелена на создание всем равного доступа к возможностям для развития способностей и их реализации в жизнедеятельности».

И в блоке о социальной политике:

«… оказание помощи лицам с особыми потребностями в профессиональной ориентации, предоставление возможностей для обучения и профессиональ­ной подготовки, усиление социальной поддержки, а также создание равных условий для их интеграции в общество».

Это привычный ряд обещаний, который есть в любом выступлении чиновников, курирующих социальную сферу. Проблема в том, что нет конкретики. Именно по этой причине все, даже самые прекрасные на слух идеи, находятся в состоянии консервации. Так что, Мейрам Кажыкен не был оригинален, так же, как и его конкуренты.

Каракат Абден: ждите всех возможностей  

Кандидат Каракат Абден решила не заморачиваться и отделаться общими, ничего не значащими фразами во вступлении:

«Результат: – Дружная семья. Счастливые дети. Интеллектуально, духовно и физически развитая молодежь. Старшее поколение, благодарное потомкам. Реализация всех возможностей для людей с ограниченными возможностями».

В блоке о детях Абден обещает ввести унификацию системы помощи детям с редкими заболеваниями. Этим ее забота о потенциальном избирателе с инвалидностью ограничилась.

Салтанат Турсынбекова: поменьше конкретики

Чуть более осознанно к написанию программы в части предвыборных обещаний людям с инвалидностью подошла кандидат Салтанат Турсынбекова. Она замечает, что пособия и пенсии не покрывают самые элементарные нужды семей.

«Матери, имеющей ребенка-инвалида, выделяется в месяц всего 52 тыс. тенге», - отмечается в программе.

Турсынбекова обещает снизить пенсионный возраст женщин до 58 лет, а также граждан, ухаживающих за казахстанцами с инвалидностью детства первой и второй групп. На этом конкретика закончилась. В программе можно выцедить формулировки «принятие действенных мер, направленных на повышение качества жизни лиц с инвалидностью» и «развитие системы реабилитации лиц, которым проведена трансплантация органов», которые ничего определенного не обещают.

Касым-Жомарт Токаев: спецпроекты «Қазақстан халқына»

Касым-Жомарт Токаев предлагает гражданам с инвалидностью то, что уже предусмотрено законодательством - специальные рабочие места, например.  Новацией, в прочем, могут быть «специальные проекты по социальному предпринимательству через общественный фонд «Қазақстан халқына»». В списке обещаний также введение услуги персонального сопровождения граждан с инвалидностью.

Любопытно, что Токаев предлагает введение возможности выбора сервиса, товаров, поставщиков, организации и социального работника через портал социальных услуг, хотя эта услуга уже есть. Другое дело – качество представленных на портале товаров.

«Предусмотрим оформление членов семей, осуществляющих уход за лицами с инвалидностью первой группы, в качестве индивидуальных помощников с выплатой заработной платы, включением в трудовой стаж; трансформируем детские специализированные учреждения в центры поддержки детей; запустим механизм компенсации не менее 30% затрат на коммунальные услуги для нуждающихся граждан», - написано в программе Токаева.

Стигмы вместо равных возможностей

Предвыборные обещания кандидатов в президенты мало отражают потребности людей с инвалидностью. Общие фразы и формулировки, отсутствие измеримых целей и задач, конкретных механизмов эффективности предлагаемых изменений не вызывают доверия.

Ни в одной из программ нет тезиса о развитии инклюзии как показателе здорового гражданского общества. Кандидаты до сих пор используют такие дискриминационные и стигматизирующие слова и формулировки, как: “люди с ограниченными возможностями”, “лица с особыми потребностями”, «инвалиды», «дети-инвалиды». На это, наверное, можно закрыть глаза, если не знать, что в этом году в Казахстане внесли изменения законодательство, согласно которым корректным считается писать и говорить «лица с инвалидностью» и «дети с инвалидностью».  

Читайте также: Заочная инвалидность. Плохой пилот или экономия бюджета?

Байланысты жаналықтар

Льготы для людей с инвалидностью в Казахстане

23.10.2023

Бесплатно не положено? Что люди с  инвалидностью должны знать о льготах 

23.10.2023

За инклюзию и равные права нужно бороться – эксперт

22.10.2023

Инвалидность не мешает работать в школе. Учитель из Алматы делится опытом

31.08.2023

Реабилитолог Данияр Болатов: Бывает, что устаешь

21.08.2023

Язык без статуса, или почему ущемляют неслышащих казахстанцев

23.05.2023
MalimBlocks
Льготы для людей с инвалидностью в Казахстане

Материал представлен Министерством труда и социальной защиты населения

Бесплатно не положено? Что люди с  инвалидностью должны знать о льготах 

Ежегодно правительство тратит колоссальные средства на бесплатные социальные услуги. Но много ли граждан ими пользуются? Наш автор Айслу Асан разобралась, на что могут рассчитывать люди с инвалидностью. 

За инклюзию и равные права нужно бороться – эксперт

Вопросы инклюзии, активного участия граждан с инвалидностью в общественной жизни в последние годы все больше актуализируются в Казахстане. Люди с инвалидностью теперь работают не только в гражданском, государственном секторах, коммерческой сфере, но и представлены в парламенте. Однако говорить о решении накопившихся проблем инклюзии еще рано, говорит эксперт Айжан Мукатаева.

Инвалидность не мешает работать в школе. Учитель из Алматы делится опытом

Молодая учительница Акбота Онгарова из Алматы - единственный педагог с инвалидностью в школе №204. Обучение на дому не помешало ей получить высшее образование, как и ревматоидный полиартрит не мешает преподавать английский язык и радоваться успехам своих учеников.

Реабилитолог Данияр Болатов: Бывает, что устаешь

Реабилитолог Данияр Болатов из Семея, словно фокусник управляется с детьми на тренировочном коврике: кому-то подтягивает мышцы, кого-то учит держать голову или стоять на перекладине, а кого-то и вовсе отпускает, чтобы увидеть первые шаги. Наблюдая за его работой, невозможно не быть сентиментальным – слезы благодарности за труд, сравнимый с волшебством, наполняются в глазах каждого, кто раньше не знал, какого работать с детьми с инвалидностью. С Данияром мы поговорили о его профессии, взглядах на реабилитацию в Казахстане и о том, как ему удалось в буквальном смысле поставить на ноги почти три сотни детей.

Язык без статуса, или почему ущемляют неслышащих казахстанцев

Сурдопереводчиков на одном из телеканалов в Шымкенте уличили в ложном переводе. Это редкий случай, когда общество обратило внимание на факты ущемления прав неслышащих граждан и потребовало от виновных объяснений. Наш автор Айслу Асан разбиралась, почему даже при колоссальных государственных тратах на сурдоперевод качество услуг далеко от идеала.