Почему Январь не помог власти и обществу договориться, обсудили эксперты
Январские события не только оставили незаживающую коллективную травму в обществе, но и разорвали прежний общественный договор, когда власть обещала гражданам рост экономики, но ничего не меняла в политическом устройстве. Объявленные политические реформы после Января дали людям надежду на перемены. Но насколько они реальны? «Поствыборное окно возможностей для реформ в Казахстане» - на эту рассуждали участники дискуссии, прошедшей на площадке Центра прикладных исследований «TALAP».
- Для того, чтобы политреформы состоялись, (…) чтобы политическая модернизация произошла, нужна социальная группа , которая будет поддерживать эти реформы. Если не будет этой группы , нас будет качать из стороны в сторону. А кто эта группа, которая будет поддерживать? Исследования показывают, что в развивающихся экономиках типа нашей все крупные бизнесы или сырьевые, или созданные на приватизации крупных инфраструктурных компаний, или где-то искусственные монополии, созданные на адмренте, и они замечательно живут без всякой справедливости. Им не нужны законы, - сказал руководитель Центра исследований и консалтинга Ануар Буранбаев.
Читайте также: Список желаний для Кульгинова составил Амиртай на Талдыколе
По его мнению, микромалый бизнес, работающий в Казахстане обычно в тени, вполне приспособился к текущим условиям.
- Микромалый бизнес, это наша теневая экономика, у которой, по альтернативным расчётам где-то – 35-36%, им тоже законы не нужны. Они живут прекрасно вне законодательного поля. У них там есть законы, но они оформлены по-другому. И вот эта группа , которой очень нужны законы, очень узкая. Если экономические реформы не приведут к изменениям, не создадут эту группу , то наверное у нас будет как в Кыргызстане – нас качнёт в сторону демократии, потом скажут, что демократия не получилась, давайте нам «крепкую руку». Потом скажут: «крепкая рука не получилась», давайте демократию, - заключил Буранбаев.
О политической пассивности говорила и депутат Ирина Смирнова, заметив, что на выборах акимов районов граждане не спешили на избирательные участки. Экономист Олжас Худайбергенов считает, что повысить общественное доверие невозможно без желания граждан принимать прямое участие в изменениях в стране.
- Единственно, кто может эту ситуацию изменить, естественно, это власть – те, кто устанавливают правила и способны эти правила соблюдать. Если власть ничего для этого не делает, все превращается в массовое взаимное недоверие друг к другу. Можно, конечно, надеяться, что люди коллективно сформируются, установят новый формат и так далее, но это не на текущем этапе нашего общества. В большинстве случаев люди думают, что пусть лучше придет кто-то с «крепкой рукой» и все за всех сделает. Больше людей к этому тяготеет, - сказал Худайбергенов.
Социолог Серик Бейсембаев видит причины отсутствия доверия между властью и обществом в риторике на языке угроз, транслируемой чиновниками. По его мнению, власть представляет себе казахстанцев слабообразованными, не готовыми к демократическим условиям, в то время как общество плюралистично и стремится к модернизации.
- Я, как социолог, часто фиксирую то, что очень часто преобладает язык угроз, очень большая демонизация граждан и общества. Последите как любое министерство рассказывает про людей, с которыми они сталкиваются. Самый яркий пример – Министерство труда и социальной защиты населения. Они рассказывают про многодетных матерей, как про иждивенцев. Есть МИОР, они курируют вопросы молодежной политики, и говорят о молодежи как о пассивной, ни в чем не заинтересованной группе.
Читайте также: Токаев: Январские события – позорные для репутации государства
Как рассказывают те же самые депутаты про январские события? Я слушал несколько выступлений, там идет описание что вот, пришла необразованная молодежь из сел, увидела большой город, им не понравилось, что они живут хуже, чем горожане, решили все перевернуть и совершить погромы. Это ключевая вещь, когда люди у власти, исходя из этого представления, уже формируют образ того Казахстана, который здесь у нас должен быть и тех реформ, изменений, которые они должны проводить, - сказал Бейсембаев.
Он против частого отзеркаливания экспертами представлений власти о казахстанцах как о незрелых людях, не готовых к демократии. Бейсембаев считает, что для того, чтобы общественный договор после январских событий действительно состоялся, нужно обеспечить реальные политические реформы и проводить честные и справедливые выборы. Он напомнил, как еще в 2019 казахстанцы демонстрировали способность участвовать в политике и мирно влиять на изменения.
- Я категорически против именно такого описания нашего общества (как незрелого и не готового к политическому участию- Ред.), потому что 2019 год, когда Косанов был альтернативным кандидатом, мы видели, как работали избирательные штабы Косанова. Туда приходили волонтеры, они вкладывались, наблюдали за выборами. И даже по официальным данным, за него проголосовали 16% избирателей, хотя реально - гораздо больше, - сказал Бейсембаев.
Поменять правила игры предложил Казахстану представитель американской исследовательской организации «Центр международного частного предпринимательства» (СIPE) Собир Курбанов. По его мнению, начать следует с создания нормальной системы перераспределения бюджета, сделав государственный бюджет прозрачным. Если в Казахстане не знают, как это сделать, то можно посмотреть как это устроено в других успешных странах.