Государство «слышит» граждан только через соцсети
Почему соцсети заменяют казахстанцам официальные цифровые каналы коммуникации с властью, обсуждали на очередной дискуссии исследовательского центра PaperLab, посвященной проблема политического участия молодежи.
Исследования показывают, что хотя граждане и используют государственные цифровые платформы для политического участия iKomek, eOtinish, eGov и другие, наиболее эффективными для связи с чиновниками считают социальные сети.
Читайте также: Суд заставил Кульгинова разрешить митинги против точечной застройки
- Если мы говорим про соцсети, то здесь общество очень быстро схватило, как они работают, и это сейчас единственный канал коммуникации, влияния на государство, потому что решить быстро какую-то проблему мы все знаем, что поднимается шум в соцсетях, и реакция получается очень быстрая, вопрос решается эффективно, быстро удается забить мяч в эти ворота. А другими путями это можно делать долго и неэффективно. Поэтому если бы эти каналы открылись с такой же скоростью и эффективностью, как иногда работает истерика в соцсептях, это было бы идеально, - отметила председатель попечительского совета МИСК Ирина Медникова.
Участник экологического движения SOS Taldykol Темиртас Искаков также отметил, что соцсети в Казахстане - единственный способ распространения информации, в том числе о законодательных инициативах. О существовании государственных цифровых платформ, таких как «Открытые НПА», например, многие граждане даже не знают.
- Поэтому соцсети и те же самые исследовательские проекты, и активисты через соцсети обращают внимание, информируют общественность о важных изменениях, тем самым привлекают в тот же самый eGov, чтобы они это обсуждали. Другой момент - как происходит обсуждение. Хотелось бы, конечно, чтобы это происходило качественно, но не только со стороны соцсетей, но и со стороны людей, которые принимают решения, - отметил Искаков.
Существенной проблемой государственных цифровых платформ эксперты считают отсутствие прозрачности механизмов принятия во внимание мнений граждан, а также обратной связи во время онлайн-обсуждений,
- Непонятно, есть ли какой-то показатель, например: количество комментариев, после которых государство либо отзывает, либо пересматривает законопроект, обсуждаемый на портале «Открытые НПА». Я боюсь, что там отреагируют так, что всего лишь, условно, 1000 человек покритиковали, поэтому мы считаем, что это не так значимо. Мне кажется, это очень важный момент. Если мы говорим о том, что государство все больше и больше использует цифровые платформы для коммуникации с гражданами, то там уже нужны какие-то четкие индикаторы, четкие показатели, когда эти обращении начинают приниматься во внимание, - подчеркнул социолог, директор PaperLab Серик Бейсембаев.
Ранее социологи PaperLab Дамеш Сатова и Камила Ковязина опубликовали исследование, в котором изучили, насколько женщины и молодежь Казахстана задействованы в гражданских инициативах. Выяснилось, что большинство участников опросов предпочитает участвовать в благотворительных акциях по сбору средств для нуждающихся. Молодым людям в гражданской активности мешает эйджизм. Женщины же, особенно в сельской местности, часто становятся жертвами стереотипных представлений об их роли в семье и обществе.
Читайте также: Строгие свекрови и эйджизм мешают гражданскому активизму в Казахстане