Акимат Досаева отстранился от ЧП в школе №48
В декабре прошлого года в алматинском лицее №48 случилось ЧП. В спортзале, на уроке физкультуры, ученик третьего класса получил тяжелые травмы. Что конкретно произошло на уроке, - неизвестно, хотя дело расследует полиция. От травмы ребенок не оправился до сих пор.
UPD: 20 января, по настоятельной просьбе мамы пострадавшего мальчика, редакция удалила из статьи ее фамилию в связи с ее опасениями давления или буллинга в отношении сына в будущем.
Мама третьеклассника Адиля рассказывает, что скорую помощь учителя вызывать не стали, а сразу позвонили ей. Камера видеонаблюдения в школьном коридоре запечатлела, как учитель физкультуры несет травмированного мальчика на руках.
- Мне позвонили со школы и попросили срочно приехать, - вспоминает Адиля. Когда я увидела ребенка, то поняла, что это критическая ситуация, и побоялась самостоятельно везти его в больницу, отвезла домой и вызвала скорую. (…) Мы нашли видео, где видно, что учитель несет ребенка в медкабинет, ребенок висел на руках. Его состояние было критическим, шла кровь из носа, и спустя час после случившегося, я его из школы тоже вынесла на руках.
Читайте также: Снос домов под соусом реновации грядет в Алматы
Врачи диагностировали закрытую черепно-мозговую травму, сложный оскольчатый перелом скулоорбитальной кости со смещением. В каркас лица хирурги поставили титановые элементы на всю жизнь. По словам Адили, ее сыну, предстоит еще не одна операция.
Чтобы выяснить обстоятельства произошедшего, родители мальчика запросили у школы записи с камер видеонаблюдения, но, как выяснилось, видео не сохранилось. Адиля подозревает, что кто-то намеренно стер материал.
- С 14 по 18 декабря записей с камер видеонаблюдения нет, после этого они как-то сами по себе включились, восстановились и продолжили работать в обычном режиме. В январе пришел ответственный за сервер и камеры, который видеозаписей за декабрь вообще не обнаружил. Сейчас жесткий диск изъяли и отправили на экспертизу. Но шансы восстановить записи в день происшествия не так уж велики, - рассказывает Адиля.
По ее словам, в школе установлены более 10 камер видеонаблюдения, которые фиксируют всю информацию, но только на жесткий диск компьютера, который находится в кабинете директора. Кроме руководителя школы доступа к паролям сервера нет ни у кого.
Маме пострадавшего ученика удалось просмотреть записи школьных камер за два дня до инцидента. Видеозапись от 12 декабря зафиксировала одновременное занятие третьеклассников и восьмиклассников.
- Было видно, что наш учитель физкультуры начинает занятие позже на 10 минут. Он неоднократно приглашал учеников старших классов играть в выбивалы с младшими, а сам тем временем сидел на скамейке больше 15 минут. Причем, по словам, моего сына, старшеклассники участвуют в уроке с ними регулярно. Я делала покадровый разбор урока физкультуры в классе сына за два дня до инцидента, передала его комиссии от Управления образования города Алматы, которая провела проверку в школе, - рассказывает Адиля.
Читайте также: Ненужный закон. В парламенте рукоплещут Кантару
Видеоматериал от 12 декабря послужил основой для протокола заседания рабочей группы, созданной спустя некоторое время после трагического случая. В нем отмечается, что школа №48 на время капитального ремонта располагается в здании школы №30. В спортзале одновременно проводят занятия сразу два класса.
«В 15:52 учитель Жанбырбай Н.Ж. привел учащихся в спортивный зал, посадил на гимнастическую скамейку, а сам играл в волейбол с учащимися 10-го класса, в течении 5-ти минут, не обращая внимание на собственный класс. С опозданием на 8 мин учитель Жанбырбай начал урок, нарушая все правила техники безопасности, т.к. на половине 3-го класса находились учащиеся 10-го класса игравшие в футбол», - говорится в протоколе (пунктуация и орфография сохранены).
Со слов пострадавшего мальчика, травма случилась в результате сильного столкновения с другим ребенком. Очевидно, что в условиях несоблюдения техники безопасности, риски травмирования детей всегда высоки. Родители мальчика подали заявление в полицию.
- Проблема настолько масштабная (…) Как выяснилось в ходе проверки, не хватает мест в спортзале, учителей. Педагоги по физкультуре не следовали поурочному плану, занятия проводились как попало, и когда комиссия от Управления образования только создалась, они это обозначили. Однако о выявленных нарушениях в день проверки в протоколе проверки не написали. (…) Мне даже потом звонили члены комиссии и говорили, что, мол, вам же деньги на лечение не нужны, заберите заявление. Я в недоумении, чью сторону поддерживала комиссия. Проверка была назначена Управлением образования города Алматы, но это же «звенья одной цепи», это же сверху спускается, - говорит Адиля.
Комментировать случившееся в городском акимате не хотят. На запрос Malim.kz, адресованный акиму Ерболату Досаеву, пресс-служба ответила информационным сообщением, подготовленным департаментом полиции о назначенной судебно-медицинской экспертизе.
- В РОВД, где присутствовал мой супруг, директора школы поддержала руководитель отдела образования, которая говорила, что школа вынуждена собирать большие классы, потому что идет нехватка бюджета. Например, вот на канцтовары в школе должны выделяться средства. Но мы, родители, сами собираем деньги на бумагу, картриджи, туалетную бумагу, мыло. Элементарно у детей в школе нет средств гигиены, - рассказывает Адиля.
Уполномоченная по правам ребенка города Алматы Халида Ажигулова считает, что в момент инцидента педагоги обязаны были вызвать скорую помощь. Кроме того, для выяснения обстоятельств и расследования должна была сразу подключиться полиция.
- Полицию никто не вызвал. Более того, директор узнала о случившемся спустя неделю, 20 декабря, после того, как мама ребенка сама ей написала. И это абсолютно неприемлемо (…)Кроме того, должна быть дана оценка действиям педагога. Физкультура – самый травмоопасный урок, и самый важный урок для физического развития детей. Учителя должны контролировать детей на уроке, и давать такие задания, которые не приведут к травматизации, - говорит Халида Ажигулова.
Алматирская полиция ведет расследование по уголовной статье 141 «Ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей». Директор школы Асем Конакпаева на телефонные звонки не отвечает.
Читайте также: Штрафы за маты усилят недоверие к власти - социолингвист
Байланысты жаналықтар
MalimBlocks

Школьная давка может «объединить нацию»
С начала учебного года казахстанцы развлекаются видеокадрами о давке их собственных детей в переполненных школах. Ролики о том, как после уроков ученики высыпают в фойе и застревают в тесной человеческой пробке, заполнили соцсети и собирают лайки, а не желание пользователей изменить ситуацию.
«Как с дебилами разговариваете!» В Астане обсудили генплан
Жители Астаны раскритиковали работу столичного акимата на общественных обсуждениях проекта нового городского генплана. Документ рассчитан до 2035 года, его создатели обещают горожанам максимальный комфорт для проживания. Но обсуждать вопросы по существу было нелегко. Люди требовали строительства социальных объектов, мусороперерабатывающих заводов и прекращения точечной застройки.
Мурат Касенов: Петицию об отставке Досаева я не подписывал
Борьба с незаконной застройкой в Казахстане всегда неравная. Не только потому что граждан, способных отстаивать общественные интересы, очень мало. Напротив, число инициативных групп в последнее время только растет. Активистам приходится противостоять бизнесу, давно сросшемуся с властью, и это нередко вызывает бессилие, отчаяние, и даже страх. О том, почему крупные города оказались в заложниках у застройщиков, мы поговорили с участником инициативной группы «STOP застройке» Муратом Касеновым.