Акимат Досаева отстранился от ЧП в школе №48
В декабре прошлого года в алматинском лицее №48 случилось ЧП. В спортзале, на уроке физкультуры, ученик третьего класса получил тяжелые травмы. Что конкретно произошло на уроке, - неизвестно, хотя дело расследует полиция. От травмы ребенок не оправился до сих пор.
UPD: 20 января, по настоятельной просьбе мамы пострадавшего мальчика, редакция удалила из статьи ее фамилию в связи с ее опасениями давления или буллинга в отношении сына в будущем.
Мама третьеклассника Адиля рассказывает, что скорую помощь учителя вызывать не стали, а сразу позвонили ей. Камера видеонаблюдения в школьном коридоре запечатлела, как учитель физкультуры несет травмированного мальчика на руках.
- Мне позвонили со школы и попросили срочно приехать, - вспоминает Адиля. Когда я увидела ребенка, то поняла, что это критическая ситуация, и побоялась самостоятельно везти его в больницу, отвезла домой и вызвала скорую. (…) Мы нашли видео, где видно, что учитель несет ребенка в медкабинет, ребенок висел на руках. Его состояние было критическим, шла кровь из носа, и спустя час после случившегося, я его из школы тоже вынесла на руках.
Читайте также: Снос домов под соусом реновации грядет в Алматы
Врачи диагностировали закрытую черепно-мозговую травму, сложный оскольчатый перелом скулоорбитальной кости со смещением. В каркас лица хирурги поставили титановые элементы на всю жизнь. По словам Адили, ее сыну, предстоит еще не одна операция.
Чтобы выяснить обстоятельства произошедшего, родители мальчика запросили у школы записи с камер видеонаблюдения, но, как выяснилось, видео не сохранилось. Адиля подозревает, что кто-то намеренно стер материал.
- С 14 по 18 декабря записей с камер видеонаблюдения нет, после этого они как-то сами по себе включились, восстановились и продолжили работать в обычном режиме. В январе пришел ответственный за сервер и камеры, который видеозаписей за декабрь вообще не обнаружил. Сейчас жесткий диск изъяли и отправили на экспертизу. Но шансы восстановить записи в день происшествия не так уж велики, - рассказывает Адиля.
По ее словам, в школе установлены более 10 камер видеонаблюдения, которые фиксируют всю информацию, но только на жесткий диск компьютера, который находится в кабинете директора. Кроме руководителя школы доступа к паролям сервера нет ни у кого.
Маме пострадавшего ученика удалось просмотреть записи школьных камер за два дня до инцидента. Видеозапись от 12 декабря зафиксировала одновременное занятие третьеклассников и восьмиклассников.
- Было видно, что наш учитель физкультуры начинает занятие позже на 10 минут. Он неоднократно приглашал учеников старших классов играть в выбивалы с младшими, а сам тем временем сидел на скамейке больше 15 минут. Причем, по словам, моего сына, старшеклассники участвуют в уроке с ними регулярно. Я делала покадровый разбор урока физкультуры в классе сына за два дня до инцидента, передала его комиссии от Управления образования города Алматы, которая провела проверку в школе, - рассказывает Адиля.
Читайте также: Ненужный закон. В парламенте рукоплещут Кантару
Видеоматериал от 12 декабря послужил основой для протокола заседания рабочей группы, созданной спустя некоторое время после трагического случая. В нем отмечается, что школа №48 на время капитального ремонта располагается в здании школы №30. В спортзале одновременно проводят занятия сразу два класса.
«В 15:52 учитель Жанбырбай Н.Ж. привел учащихся в спортивный зал, посадил на гимнастическую скамейку, а сам играл в волейбол с учащимися 10-го класса, в течении 5-ти минут, не обращая внимание на собственный класс. С опозданием на 8 мин учитель Жанбырбай начал урок, нарушая все правила техники безопасности, т.к. на половине 3-го класса находились учащиеся 10-го класса игравшие в футбол», - говорится в протоколе (пунктуация и орфография сохранены).
Со слов пострадавшего мальчика, травма случилась в результате сильного столкновения с другим ребенком. Очевидно, что в условиях несоблюдения техники безопасности, риски травмирования детей всегда высоки. Родители мальчика подали заявление в полицию.
- Проблема настолько масштабная (…) Как выяснилось в ходе проверки, не хватает мест в спортзале, учителей. Педагоги по физкультуре не следовали поурочному плану, занятия проводились как попало, и когда комиссия от Управления образования только создалась, они это обозначили. Однако о выявленных нарушениях в день проверки в протоколе проверки не написали. (…) Мне даже потом звонили члены комиссии и говорили, что, мол, вам же деньги на лечение не нужны, заберите заявление. Я в недоумении, чью сторону поддерживала комиссия. Проверка была назначена Управлением образования города Алматы, но это же «звенья одной цепи», это же сверху спускается, - говорит Адиля.
Комментировать случившееся в городском акимате не хотят. На запрос Malim.kz, адресованный акиму Ерболату Досаеву, пресс-служба ответила информационным сообщением, подготовленным департаментом полиции о назначенной судебно-медицинской экспертизе.
- В РОВД, где присутствовал мой супруг, директора школы поддержала руководитель отдела образования, которая говорила, что школа вынуждена собирать большие классы, потому что идет нехватка бюджета. Например, вот на канцтовары в школе должны выделяться средства. Но мы, родители, сами собираем деньги на бумагу, картриджи, туалетную бумагу, мыло. Элементарно у детей в школе нет средств гигиены, - рассказывает Адиля.
Уполномоченная по правам ребенка города Алматы Халида Ажигулова считает, что в момент инцидента педагоги обязаны были вызвать скорую помощь. Кроме того, для выяснения обстоятельств и расследования должна была сразу подключиться полиция.
- Полицию никто не вызвал. Более того, директор узнала о случившемся спустя неделю, 20 декабря, после того, как мама ребенка сама ей написала. И это абсолютно неприемлемо (…)Кроме того, должна быть дана оценка действиям педагога. Физкультура – самый травмоопасный урок, и самый важный урок для физического развития детей. Учителя должны контролировать детей на уроке, и давать такие задания, которые не приведут к травматизации, - говорит Халида Ажигулова.
Алматирская полиция ведет расследование по уголовной статье 141 «Ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей». Директор школы Асем Конакпаева на телефонные звонки не отвечает.
Читайте также: Штрафы за маты усилят недоверие к власти - социолингвист