Насилие, о котором молчат люди с инвалидностью в Казахстане
Однажды в одном из филиалов благотворительного фонда “Ана үйі” от новорожденного малыша отказалась его бабушка. Мать ребенка – молодая недееспособная девушка с ментальным заболеванием, которой на момент зачатия не было 18 лет. Беременность родные заметили только когда появился выразительный живот, и не могли понять, как такое случилось с человеком, который постоянно находится под присмотром. Позже домашние вспомнили, что несколько месяцев назад девушка гостила в ауле у собственной бабушки, в дом которой приходят только родные. Эту историю рассказала в соцсетях координатор фонда Асель Абишева. Стоит ли уточнять, что искать виновного в насилии над девушкой с инвалидностью родственники не стали?
Люди с инвалидностью больше других подвержены риску насилия. Статистику таких преступлений в Казахстане не ведут. Но по информации эксперта ЮНФПА по гендерному насилию Сагадат Сабитовой, проведённое в 2019 году исследование в Шымкенте, Туркестане и Туркестанской области показало, что 15% всех респондентов с инвалидностью подвергались сексуальному насилию. В основном это женщины, 11 из 54 опрошенных, - в трех случаях женщины родили детей. Две женщины сообщили, что подверглись насилию в возрасте 6-8 лет. Одна из них получила инвалидность в результате этого насилия. Вторая женщина в последующем трижды подвергалась групповому изнасилованию в течении жизни.
Читайте также: Мы не остановимся! – движение за снижение пенсионного возраста женщин
Сагадат Сабитова отмечает, что случаи насилия обычно не получают огласку, так как насильниками, особенно женщин, часто являются их опекуны - люди, с которыми они живут, родственники, приходящие в их дом.
- На моей памяти случай, когда девушку в коляске систематически насиловал муж ее сестры, когда она уходила на работу. Девушка поставила спираль, чтобы не забеременеть. Она не говорила сестре из-за страха, что семья распадется, - рассказывает Сагадат Сабитова.
Часто насилие люди с инвалидностью принимают как условие жизни – «так должно быть». Они молчат, боясь осуждения, семейных проблем, испытывают страх перед усилением насилия, испытывают стыд. Есть случаи, когда жертвы не только молчат, но и оправдывают насильников словами “сама виновата”, а еще просто не верят, что их могут защитить.
- Главное - они не верят, что правоохранительные органы их защитят и накажут насильника. Бесплатные адвокаты работают спустя рукава, без результата. На платного денег нет. Люди будут обращаться за помощью только тогда, когда реально ее почувствуют, - говорит Сагадат Сабитова.
По словам руководителя фонда «Не молчи.KZ» Дины Тансари, казахстанское законодательство дискриминирует права женщин в вопросах сексуального насилия. Изнасилованием считается только факт, когда женщина оказала явное действенное сопротивление. В противном случае произошедшее признают обоюдным сексом. С людьми с инвалидностью все гораздо плачевнее.
- У нас нигде законодательно не выделены люди с инвалидностью. Нигде не прописано, что люди с инвалидностью заведомо считаются людьми в беспомощном состоянии. В статье об изнасиловании нет ни одного слова о том, что преступление совершено заведомо зная, что этот человек с инвалидностью. Даже побои, когда преступник заведомо знает, что это человек с инвалидностью, не выделены в отдельное производство. А это должно быть отягчающим обстоятельством, - считает Дина Тансари.
По словам гендерного эксперта Аиды Альжановой, согласно принципам международного законодательства, любые факторы, усиливающие преступление, являются отягчающими.
- Если женщина была пьяна в момент насилия, то это уже отягчает вину насильника. Так как женщина находится в состоянии, когда она не может тебе сопротивляться. А инвалидность тем более отягчающее обстоятельство, - говорит Аида Альжанова.
Дина Тансари считает, что самые сложные случаи — это когда жертвами насильников становятся женщины с ментальными расстройствами. Полиция часто списывает произошедшее на их инвалидность, к тому же очень сложно получить экспертизу, доказывающую, что человек не нафантазировал, и что он не склонен к обману. Доказать, что человек с ментальными расстройствами не мог оказать сопротивление в силу своих особенностей, не понимал, что с ним происходит, очень сложно. Эксперт вспоминает случай 17-летней девушки с ментальными нарушениям, произошедший в Астане несколько лет назад, когда разные мужчины, видя, что она заблудилась, насиловали и передавали ее другим.
- Всех четверых мужчин тогда нашли, вычислив по видеокамерам, обнаружили биоматериалы, доказали, что был факт сексуального контакта. Но доказать, что это изнасилование, не смогли, потому что девушка не сопротивлялась. В итоге дело закрыли, - рассказывает Дина Тансари.
Читайте также: Почему в Казахстане тяжело снимать квартиру
Риску сексуального насилия подвержены люди с инвалидностью и в интернатах, специальных учреждениях. В прошлом году СМИ сообщили о факте многолетнего насилия над воспитанницей шымкентского интерната, которой, как выяснила мать жертвы, поставили противозачаточную спираль.
- Мы слышали и говорили об этом. Но интернаты в стране - это закрытые учреждения. Если даже мы туда пойдем, правду они нам все равно не скажут. Обнаружить и придать огласке такие случаи очень сложно. Сами девочки об этом тоже не говорят, - комментирует Сагадат Сабитова.
Что делать?
Если человек с инвалидностью не может рассказать сам, то заметить, что он подвергся насилию, очень сложно. Но первичные признаки все же есть. Например: смена настроения, плохой сон, молчаливость, нежелание принимать пищу, раздражительность. В таких случаях важно не стесняться осмотреть тело близкого человека. Признаками насилия могут быть физические травмы в области живота и половых органов, на внутренних сторонах бедер. Эксперты советуют не стесняться задавать вопросы, показывая на картинки. Можно сводить человека на осмотр к врачу.
Для безопасности людей с инвалидностью в вопросах сексуального насилия и насилия в целом важно информирование и специальные программы. Такое информирование особенно необходимо для людей, живущих в закрытых учреждениях. Часто люди, которые не находились в социуме и не имеют опыт общения, не понимают, что от кого-то может исходить опасность.
- Для людей с ментальными нарушениями нужно создавать слайды о сексуальном насилии, и как детям рассказывать, что это запрещено, что это наказуемо законом. Для девочек особенно важно показывать, что прикосновение к интимным частям тела и половым органам является сексуальным насилием и преступлением. Чтобы человек понимал, что, если с ним это происходит, он имеет право сказать, показать на картинку, на человека, который с ним это делал, - говорит Дина Тансари.
- Если же ребенок растет в семье, то с 2-3 лет важно объяснять ребенку “правило трусиков”: к трусикам может прикасаться только мама.
Сагадат Сабитова, уверена, что предупреждение насилия - работа не только правоохранительных органов и НПО. Необходимо межведомственное взаимодействие. Важно научить участковых полицейских, социальных работников, посещающих людей с инвалидностью, патронажные службы, психологов распознавать признаки насилия, информировать людей с инвалидностью об их правах и ответственности лиц, совершивших насилие, как себя вести в ситуации домашнего насилия, куда и к кому обращаться. Особенно это важно для людей, живущих в селе.
По словам Аиды Альжановой, в развитых странах в профилактике насилия помогают гаджеты. Людям с инвалидностью надевают браслеты, которые передают информацию к специалистам. После получения сигнала службы приезжают на помощь. “Тревожные кнопки” часто устанавливают в домах или на телефоне. В целом, борьба с насилием ведется через социальных работников.
- Там посещение каждого человека с инвалидностью соцработником обязательно, независимо от того, одинок он или живет в семье. И это высокооплачиваемые из муниципальных бюджетов специалисты. Они обучены определять признаки насилия, знают какая нужна помощь, - говорит Аида Альжанова.
Казахстанские эксперты говорят о необходимости сообщать о факте насилия в правозащитные организации и полицию. Не нужно этого бояться, стыдиться, даже если насилие совершили родственники, врачи или уполномоченные лица.
- Если в стране уже есть закон в защиту животных, то почему такого закона нет для защиты людей с инвалидностью?! – говорит Дина Тансари. - Насильник должен понимать, что его ждет суровое наказание. Сообществу людей с инвалидностью нужно объединяться в серьезную правозащитную организацию.
В Казахстане действует бесплатная горячая линия, принимающая сообщения о насилии - 150
Фонд «Не молчи.KZ» так же оказывает поддержку жертвам сексуального насилия.
Можно обратиться за информационной поддержкой в СМИ, например в редакцию Malim.kz, чтобы освещение ситуации журналистами помогло сократить риски волокиты дела в полиции.
Читайте также: Что обещают людям с инвалидностью на президентских выборах
Иллюстративное фото с сайта istockphoto.com