«Не понял вопрос» - Кайрат Торебаев о проблемах экспорта
В понедельник, 25 сентября, вице-министр торговли и интеграции Кайрат Торебаев хотел похвастаться перед журналистами о создании на базе компании KazakhExport «института продвижения экспорта».
Сейчас успехи у страны, мягко говоря, не очень. Экспорт несырьевых товаров за 7 месяцев текущего года составил всего $14,2 млрд, а экспорт услуг - $2,1 млрд. Больше всего из несырьевки мы экспортируем медь и катоды из меди, ферросплавы, а также уран, хотя все эти товары, учитывая примитивные методы переработки, сложно отличить от сырья. Основные рынки сбыта - Россия, Китай, Узбекистан, Турция и Нидерланды.
Читайте также: Волонтерить против взяток предлагает аким Ермаганбет Булекпаев
— Продолжается работа по предоставлению финансовых и нефинансовых мер поддержки экспортерам. На сегодняшний день более 100 компаний приняли участие в международных выездных торговых мероприятиях: это торговые миссии в 7 странах, международная выставка в Китае. За первое полугодие результатом государственной поддержки стало заключение экспортных контрактов на сумму более $500 млн», – похвалился Кайрат Торебаев на брифинге в СЦК.
Если проникнуться его оптимизмом, можно поверить, что когда на базе компании KazakhExport создадут институт продвижения экспорта, показатели вырастут почти до небес: наконец-то появятся рабочие места, а республиканский бюджет будет пополняться за счет поступления налогов от производственников. Но журналистов больше интересовали проблемы сегодняшнего дня. Например, ввоз российского сахара при том, что отечественные производители этого товара терпят убытки.
— Все лето наши заводы простаивали. Начался сезон свекловичного сахара. Как вы защищаете внутренний рынок? – поинтересовалась журналистка одного из изданий.
— Поясните вопрос. Защищаем наших сахарных производителей или внутренний рынок? Не понял вопрос, - притворился вице-министр.
— И внутренний рынок и производителей, - ответили ему. - Вы же приняли целый комплексный план. Но идет, какое-то противоречие: импортный сахар растет, а производство отечественного сахара падает.
— Это же внутренняя торговля, а сегодня мы говорим об экспорте, - принялась спасать Торебаева модераторша СЦК.
— Тем не менее, это же в компетенции вице-министра. Я думаю, не будет сложно ответить, - наивно предположила журналистка.
Торебаев же отвечать не пожелал, и попросил направить этот вопрос в министерство в письменном виде. Только он выдохнул, как к нему пристали с другими неприятными вопросами. Журналистка, подключившись в онлайн-режиме, заметила, что господдержку каждый год получают олигархи.
— Поддержка ведется без привязки к каким-то лицам или компаниям. Ею могут воспользоваться любые компании, - парировал вице-министр.
Тогда его попросили объяснить, почему в списке экспортеров, получающих господдержку, значится российская компания «Лукойл Центральная Азия». Журналистка пояснила, что видела ее название на одной из публичных презентаций. Торебаев снова сделал вид, что не понял, о чем идет речь. Благодаря такой тактике чиновник избавил себя от слишком острых вопросов, и довольный собой, завершил брифинг раньше, чем ожидалось.
Читайте также: Сайга под прицелом: что делать с тушами?
Фото: СЦК