Болатбек Блялов: Власть скрывает бедственное положение казахстанцев с инвалидностью
Статистику протестных акций на фоне социально-экономических проблем последние несколько лет повышают казахстанцы с инвалидностью. Они протестуют против невозможности улучшить жилищные условия, в то время как чиновники пытаются избавить государство от обязательства обеспечивать социально-уязвимых граждан жильем на безвозмездной основе. Вместо этого казахстанцам с низкими доходами предлагают механизм субсидирования оплаты аренды жилья. Почему людям с инвалидностью это не подходит, рассказывает правозащитник Болатбек Блялов.
- Болатбек, сейчас на рассмотрении парламента находится очень важный законопроект по вопросам реформирования жилищной политики, который стал поводом для недовольства людей с инвалидностью и их опекунов. Расскажите, в чем крамола планируемых изменений?
- Я занимаюсь жилищными вопросами социально-уязвимых групп уже 15 лет, и именно люди с инвалидностью испытывают самую большую дискриминацию в этом вопросе даже на законодательном уровне. Их право на получение бесплатного жилья от государства в течение последних 10-12 лет практически не реализовывалось. А люди годами ждали в очереди.
Из мартовского законопроекта мы понимаем, что теперь норму в ст. 13 закона РК «О жилищных отношениях» о том, что местные исполнительные органы должны предоставить нуждающимся инвалидам и семьям, воспитывающих детей-инвалидов жильё в собственность на безвозмездной основе, хотят и вовсе убрать, оправдывая такие действия политикой субсидий на арендное жилье. Если эту норму уберут, то инвалиды останутся совсем незащищенными, потеряют рычаги правового воздействия, потому что они и так не подпадают из-за своей неплатежеспособности под многие государственные программы и проекты по повышению доступности жилья через ипотеку, в том числе программы «7-20-25», «5-20-25». Неработающая норма в законе лучше, чем такие частичные изменения в жилищной политике как субсидирование арендного жилья с 50% погашением.
Читайте также: Нельзя объявлять выборы. Евгений Жовтис о политической реформе
Понимание, что людям нужна конкретная помощь, сейчас у депутатов мажилиса есть. Они объясняют, что на деньги, которые выделяются для решения жилищных вопросов, можно построить 7000 квартир и отдать в собственность очередникам, а можно использовать деньги так, чтобы 70 000 семей из разных социально-уязвимых групп проживали в арендном жилье. Это звучит очень интересно. Но я вижу ухудшение ситуации людей с инвалидностью в жилищном вопросе с правовой стороны.
- Почему именно для инвалидов программа субсидирования арендного жилья - жилищных выплат - не решает их проблемы?
- Так как политика такого субсидирования нацелена на поддержку не только людей с инвалидностью, но и на другие уязвимые социальные группы, в законодательстве есть много препонов для реализации жилищной помощи именно людям с инвалидностью. Ловушка субсидирования, и в нее мы попадаем уже не первый раз в том, что у нас в стране очень низкий порог бедности. Прожиточный минимум составляет 36 018 тенге. А порог черты бедности - 24 012 тенге. Пособие по инвалидности у нас считается доходом, поэтому даже мать, которая одна воспитывает ребенка с инвалидностью, скорее всего, не попадет под субсидирование. Если она получает пособие 69 000 тенге, то на двоих это 34 500 тенге. Чтобы попасть под субсидирование, нужно быть нищим. Субсидирование получат только те, кто не имеет жилья. Но больше половины инвалидов живут в частных домах, имея крышу над головой, живут в несоответствующих коммунальных условиях, когда нет водопровода или центрального отопления, горячей воды. При этом они уже не могут претендовать на другую поддержку.
Читайте также: Зачем казахстанцы пьют соду. Марина Чейшвили о борьбе с раком
В соответствии с международными нормами пособие по инвалидности – это не доход, а только помощь людям, которые не могут себя обеспечить необходимым для жизни, а в интерпретации наших законов — это доход. Низкий порог бедности реально показывает, что власть скрывает бедственное положение людей с инвалидностью в стране. Мы, правозащитники, предлагали разработать нормы именно под жилищные нужды людей с инвалидностью в соответствии с Конвенцией о правах инвалидов.
- Есть программа, предоставляющая арендное жилье без права выкупа. Почему люди с инвалидностью неохотно в ней участвуют?
- Инвалидам в очередях только сейчас начали предлагать арендное жилье, потому что оно не соответствовало критериям приемлемости для людей с инвалидностью – это пандусы, лифты, дверные проемы, проехать через которые не может человек на коляске. Такое жилье предлагали другим социально-уязвимым группам.
В 2019 году, после гибели пятерых девочек во времянке в столице и последующих массовых митингов, были приняты нормы по предоставлению бесплатного жилья от государства многодетным матерям. В тот же день приняли изменения в ст. 69 и ст.73 закона РК «О жилищных отношениях», в соответствии с которыми инвалиды и семьи, воспитывающие ребёнка-инвалида при получении государственного арендного жилья без права выкупа, теряли статус «нуждающегося в жилье» и соответственно исключались из очереди на бесплатное жилье. А еще теряли право на приватизацию. Прямым текстом было сказано, что жилья не будет, берите арендное сейчас, чем годами стоять в очереди.
Я был тогда в рабочей группе министерства. Оно не приняло ничего из 600 предложений правозащитников. Многие тогда отказывались от арендного жилья. И объясняли это отсутствием гарантий: что будет, когда договор аренды на 5 лет закончится и очереди на жилье уже нет? А вдруг законодательство опять поменяется?
Читайте также: Право на материнство. О чем думают казахстанки с инвалидностью, желающие родить ребенка
Как идею арендное жилье я поддерживаю. Многие потребности населения законодательно были учтены. Так, при арендном жилье очень низкая арендная плата, формальная, меньше ежемесячных коммунальных выплат - примерно 7000 тенге при коммуналке в 20 000 тенге.
Но эта норма недостаточно качественно реализована. Не обеспечены гарантии проживания, то есть нет защиты от принудительного выселения - у нас есть тысячи таких историй. Если бы жилье давали как долгосрочную аренду земельного участка, на 49 лет вместо 5, тогда другое дело. Это бы дало веру в программу.
- Какое решение предлагали правозащитники?
- Граждане с инвалидностью говорят о том, что было бы хорошо ввести возможность приватизации арендного жилья, в котором они живут, но не имеют право выкупить. Мы, правозащитники, видим решение в жилищном пособии. Мы обращались с этим проектом изменений в жилищное законодательство и в правительство, и в парламент, и к президенту. Нужно понимать, что субсидирование арендного жилья без права выкупа – это помощь предпринимателю. А жилищные выплаты – это помощь человеку с инвалидностью.
Читайте также: Можно ли считать казахстанцев с инвалидностью иждивенцами?
Система работает не только в международной практике, но и у нас, в Казахстане. Такие жилищные выплаты есть в государстве для сотрудников правоохранительных органов и военных. И это хорошие правовые возможности, рабочая практика, конкретная адресная социальная помощь. По опыту полицейских и военных с 2015 года закон дает разные возможности использования этих денег и реально решает жилищные проблемы, все возможности прописаны в ст. 101-5 закона РК «О жилищных отношениях». Люди с инвалидностью могли бы на эти деньги снимать квартиру, улучшать жилищные условия, сдавать в аренду жилье или собирать деньги на другое жилье. Эти деньги нельзя изъять, нельзя использовать не по назначению.
Если бы у нас не было опыта выплат жилищных пособий и я бы предлагал их как чужой опыт, то можно было бы сказать, что это фантазии. Но когда механизм уже есть и работает, нужна просто политическая воля, чтобы найти ресурсы и оказать помощь инвалидам. Об этом я буду говорить, если меня включат в рабочую группу. Я буду просить отправить законопроект на доработку, а если нет, то, когда мы будем оценивать результаты субсидирования арендного жилья, где создано много препонов для инвалидов, мы снова поднимем вопрос о жилищных выплатах. При этом норма на бесплатное жилье в собственность должна сохраняться, даже если только 2-3 инвалида в год получат квартиры.
Платить жилищное пособие нужно, пока человек с инвалидностью не получит бесплатное жилье в собственность. Я понимаю, что если в стране 20 тысяч инвалидов нуждаются в жилье, то за 2-3 года им не предоставят квартиры. Помимо инвалидов у нас есть тысячи людей из других целевых групп. Но жилищные выплаты – это решение проблемы здесь и сейчас.
- Ваша семья имеет ребенка с инвалидностью и тоже стоит в очереди на жилье. Вы пойдете в арендное жилье без права выкупа?
- Мы стоим в очереди уже 15 лет. В этом году нам предложили арендное жилье без права выкупа. Я хотел бы подождать собственное. Но в акимате говорят, что норму отменят и тогда мы совсем ничего можем не получить. Презентация законопроекта, которая прошла недавно в парламенте, это подтверждает. Тогда я буду требовать соблюдения критериев соответствия этого жилья, чтобы не было, как в ситуации с многодетными матерями. Даже если получатель – многодетная мать-одиночка, а это минимум 5 человек, ей дают однокомнатную квартиру. Люди соглашаются, потому что иначе будешь ждать жилье и неизвестно, когда его дадут. А дадут его один раз. Я, как юрист, понимаю, что форма собственности жилья не является главным критерием. Куда важнее обеспечение жилищных прав, поэтому жилье, которое выдает государство, должно быть в достойном районе, с достойными условиями.
Если бы государству было чем хвастаться, оно бы давно это сделало. Но результатов нет. А то, что ситуация людей с инвалидностью ухудшается, доказывают и усиление протестных акций. Это при том, что инвалиды меньше всех подвержены публичности из-за своего положения. Но они вынуждены выходить на улицу.
Читайте также: Эксперты раскритиковали план правительства по улучшению уровня жизни казахстанцев
Источник фото: страница Б.Блялова в Facebook