Проклятье Бишимбаева. Подвел казахский менталитет?
В четверг, 11 апреля, адвокат экс-министра Куандыка Бишимбаева Ерлан Газымжанов потребовал отвода судьи Айжан Кульбаевой. Поводом для этого послужило опоздание остальных защитников Бишимбаева. Впускать их в зал до объявления перерыва судья запретила. Заявление об отводе не помогло – его отклонили, но прежде случился перерыв, как того требовало законодательство и чего, наверное, и добивался Газымжанов.
«Салтанат сильно сжала мою руку»
Это заседание обещало интересные подробности, которых, вероятно, не ожидала и сторона защиты Бишимбаева. Свою версию событий в день смерти Салтанат Нукеновой представил суду второй подозреваемый по делу – двоюродный брат Бишимбаева Бахытжан Байжанов, возглавлявший «Гастроцентр», на территории которого, в ресторане ВАU, погибла Салтанат Нукенова. Его обвиняют в укрывательстве и недонесении о преступлении.
- Ещё находясь у себя дома, я узнал, что Куандык и Салтанат провели всю ночь в ресторане и там произошёл очередной конфликт. Честно говоря, эти новости меня не сильно удивили, я уже привык к их скандалам. Ссоры и скандалы, иногда переходящие в драки, повреждение мебели и другие беспорядки – всё это стало обычным делом с тех пор, как они начали жить вместе. Я часто видел их ссоры, Салтанат я видел с синяками не раз, – рассказал Байжанов.
Читайте также: Цветы для матери министра. Как Бишимбаев излил душу сокамернику
Подсудимый пояснил, что последний раз он видел Салтанат спящей в вип-кабинке ресторана ВАU. Когда он вместе с Бишимбаевым поднял Салтанат, она сжала его руку.
- Голову она чуть приподняла, можно сказать, держала прямо. Она сильно сжала мою руку, теперь уже думаю, может быть, она тогда хотела попросить помощи, какой-то сигнал, не знаю, об этом тоже думаю. В любом случае очень жалею, что в тот день не смог понять и распознать критическое состояние Салтанат, недооценил серьёзность ситуации, – сказал Байжанов.
Масштаб - бывший министр
Байжанов пытался представить суду логическое объяснение позднего обращения в скорую помощь. Подсудимый не скрывал, что видел следы произошедшего насилия – кровь на полу, сломаную дверь, синяки на лице Салтанат. По его словам, Бишимбаев и раньше избивал ее.
- Бишимбаев бил Салтанат. Я уже давно узнал о том, что они постоянно ссорятся, и что Бишимбаев поднимает руку на Салтанат. Привык к этому настолько, что даже не вызвало у меня удивления. Я не мог повлиять на эту ситуацию, хотя мне по-человечески было жаль Салтанат. Мой казахский менталитет, казахское воспитание и мой скромный характер не позволяли мне указывать и давать советы Бишимбаеву, который намного старше меня, или вмешиваться в их семейную жизнь и отношения», - сказал Байжанов.
По словам подсудимого, о том, что жизни Салтанат что-то угрожает, он не понимал. От его старшего брата и начальника Бишимбаева команды спасать Салтанат не было. Байжанов все же позвонил в скорую, но ближе к вечеру. Реанимировать ее уже не удалось.
- До того дня Бишимбаев являлся для меня авторитетом, был умным человеком, достигшим больших высот, был министром. Да, характер у него был сложным, он был вспыльчивым, не смотрел на чувства других. Мог внезапно наорать как на меня, так и на любого сотрудника ресторана. Работать с ним было сложно, всегда находишься в состоянии напряжения. Несмотря на это я верил, что человек такого масштаба контролирует ситуацию. К тому же на тот момент Бишимбаев вел себя спокойно и уверенно, продолжал встречаться с людьми, – сказал Байжанов.
Братские чувства
Своими делами занимался и сам подсудимый – делал звонки, выполнял поручения шефа.
- На прошлом судебном заседании вы сказали, что Бишимбаев оказывает на вас давление в зале суда. Что вы можете пояснить об этом? Какое давление он оказывает? - поинтересовался прокурор.
- Он мне указывал, чтобы я сказал, что мы вместе звонили в скорую: "В противном случае я тебя буду проклинать, твоих детей, чтобы с тобой тоже такое случилось", - ответил Байжанов.
Процесс продолжится 15 апреля. Кроме прочего его участникам придется выяснить, почему Байжанов делал все, что скажет Бишимбаев. Суду известно, что он удалял видео, снятое камерами видеонаблюдения в ресторане ВАU и возил телефон избитой Салтанат Нукеновой в фитнес-центр.