Домашний труд и ранние браки. Как школьницы страдают от гендерного неравенства – исследование

Malim Админ

  • 27.12.2021

Исследовательский центр PaperLab изучил проблемы гендерного неравенства среди школьников Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана. В рамках международного исследовательского проекта «Новые грани образовательного неравенства в странах Центральной Азии: от измерения проблемы к изменениям политик» эксперты подготовили аналитический отчет.

Читайте также: Можно ли считать казахстанцев с инвалидностью иждивенцами?

«Хотя в ходе исследования большинство респондентов, как экспертов, так и учащихся, говорили об отсутствии гендерного неравенства в вопросе доступа к образованию, мы обнаружили ряд косвенных факторов, влияющих на разницу в восприятии образования девочек и мальчиков.

Во-первых, девочки больше мальчиков вовлечены в домашний труд. Как минимум это характерно для Казахстана, где результаты обследования населения по использованию своего бюджета времени показывают, что 15-летние и старше девочки больше времени тратят на домашний труд, в то время как мальчики могут обучаться, общаться, заниматься культурным просвещением.

Во-вторых, для стран Центральной Азии все еще актуален вопрос ранних браков. В Таджикистане, к примеру, каждый год почти половина браков заключается с невестами 15–19 лет. Даже если предположить, что невестам по 18–19 лет, это характеризует отношение как самой девочки, так ее родителей и учителей к ее обучению. Оно полезно и важно с точки зрения выполнения роли хорошей жены и матери (как говорили девочки во время фокус-групповых дискуссий), но не для самореализации и достижений», - отмечают авторы отчета.

Читайте также: Тренд: запрет на судебную журналистику

Исследователи также обращают внимание на проблему отсутствия достаточных санитарно-гигиенических условий в школах, приводит к выпадению девочек пубертатного периода из учебного процесса на несколько дней в месяц во время менструации. Это нарушает целостность обучения и его эффективность.

«Яркой иллюстрацией неравенства образовательных возможностей мальчиков и девочек в Центральной Азии стали ответы участников одной из фокус-групп на вопрос: «Кому из детей родители предпочтут оплатить учебу при нехватке средств?» Почти все родители, участвовавшие в обсуждении, объясняли, что, если денег хватит только на одного студента, они предпочтут обучить сына, а не дочь.

Сын воспринимается родителями как будущий кормилец, а «дочь уйдет в другую семью». Ценность образования для девушки снижена, так как она воспитывается как будущая жена и мать. И даже если она имеет возможность посещать школу, то готовиться к занятиям и улучшать свои знания она имеет меньше возможностей, чем парень ее возраста», - отмечается в отчете.

Исследователи пишут, что зачастую именно девушки заняты домашним трудом, вовлечены в воспитание и присмотр за своими родными братьями и сестрами или старшими родственниками. Подтверждение этому нашлось в ходе исследования использования бюджета времени в Казахстане.

«Так, выяснилось, что молодые люди 15–29 лет тратят на неоплачиваемый домашний труд около 70 минут в сутки. В 4 раза меньше, чем девушки такого же возраста! Несправедливость при распределении домашнего труда закладывается ещё с подросткового возраста и самовоспроизводится всё по тому же принципу – мальчикам не пристало заниматься «женской» работой.  Освободившееся время мужчины 15–29 лет могут тратить на обучение (на 70 минут в сутки больше, чем девушки), социализацию (19 минут) и досуг (80 минут), что, по сути, дает им фору еще во время получения образования, а это влияет и на разницу в карьерных возможностях.

Примечательно, что в период дистанционной учебы детям помогали в основном матери и старшие сестры. Ни один участник проведенных фокус-групп не сообщил, что помощь в учебе младшим сестрам и братьям оказывал старший брат», - написано в отчете.

Эксперты отмечают, что искажение в восприятии ценности образования для девушек настолько сильно, что даже когда старшеклассники отмечают необходимость образования для девушек, оно нужно, на их взгляд, для того, чтобы быть хорошей, более «качественной» матерью для своих детей, воспитать более успешных, «качественных» детей. Авторы отчета подчеркивают, что по мнению некоторых респондентов высшее образование важно для девочек для обеспечения их защищенности и уверенности во взрослой жизни и в браке, в частности.

Читайте также: Нелегалы рулят в Костанайской области

«Проблема ранних браков в Центральной Азии характерна для девушек. По данным официальной статистики, в Казахстане в 2019 году в  13,5% зарегистрированных браков невеста была в возрасте до 19 лет включительно. В Кыргызстане в этом же году доля браков с девушками 15–19 лет составила 20%. В Узбекистане с девушками до 20 лет было заключено 26% всех браков в 2019 году. В Таджикистане в 2017 году доля браков с девушками 15–19 лет составила 44%. Стоит отметить, что ни один из экспертов, участвовавших в исследовании, не воспринимает вопрос ранних браков как фактор гендерного неравенства доступа к качественному среднему образованию. Как они отмечают, чаще всего ранние браки заключается после школы, поэтому девушки реализуют свое право на среднее образование. Однако сама по себе распространенность таких браков после школы сигнализирует об отношении к тому, чтобы девушка получала образование», - говорится в тексте аналитического отчета.

Ахмет Танир

Источник фото: tj.sputniknews.ru

 

Байланысты жаналықтар

Образование на русском считается престижным в Центральной Азии

11.02.2022

Учить историю в Казахстане будут по-новому

15.04.2022
MalimBlocks
Образование на русском считается престижным в Центральной Азии

В странах Центральной Азии, по мнению экспертов, не были взращены свои авторы учебников, нет необходимых финансовых ресурсов, соответственно, нет возможности качественно разрабатывать свои.

Учить историю в Казахстане будут по-новому

Министр образования и науки Асхат Аймагамбетов сообщил о новых правилах оценки знаний учеников по истории Казахстана. Теперь проверить качество знаний в школах можно будет не только в письменной форме, но и в устной.