Кульгинов Талдыколь или как аким оградился от гражданских активистов

На вероятность проведения личной встречи с акимом талдыкольцам намекают давно. Но судя по тому, что безрезультатная прелюдия повторяется раз за разом, гражданских активистов просто водят за нос, не прекращая тем временем засыпку озер

Анар Бекбасова

  • 01.02.2022

Какие только встречи не устраивали столичные чиновники лишь бы оградить упрямых активистов экологического движения SOS Taldykol от своего шефа Алтая Кульгинова. Встречи эти, как правило, завершаются ничем, потому что удовлетворять требования о спасении системы озер Малый Талдыколь  аким не собирается. Но и активисты бросать борьбу не намерены. На днях талдыкольцев снова пригласили на обсуждение. На этот раз выслушать их решился руководитель Центра урбанистики Елнар Базыкен.

Читайте также: Слабых Казахстан делает козлами отпущения – эксперты о январских событиях  

- Когда мне сообщили, что встреча планируется, у меня были две версии: это личная инициатива Центра урбанистики или это встреча, которая предвосхищает возможную встреч у с акимом города. Подтверждаете ли вы, что эта встреча – предварительный этап перед встречей с акимом? Насколько мне известно, аким «горит желанием с нами увидеться», - сразу призвал к конкретике ученый Руслан Уразалиев. (на снимке)

О вероятности проведения личной встречи с акимом талдыкольцам намекают давно. Но судя по тому, что безрезультатная прелюдия повторяется раз за разом, гражданских активистов просто водят за нос, не прекращая тем временем засыпку озер.

- С заместителями акима мы встречались трижды. Эти встречи ни к какому результату не привели, - продолжал Уразалиев. - Приведет ли эта встреча к серьезным действиям со стороны акима?  Я не считаю, что мы сейчас на том уровне, где будут приниматься решения.

Атмосфера скепсиса нависла над рабочим столом с самого начала. А когда Елнар Базыкен стал говорить на голубом глазу, что намерен обсуждать проведение исследований только одного (!) из участков системы озер, члены инициативной группы, набравшись как-то терпения, начали объяснять Базыкену на пальцах, почему делать это бессмысленно. Активисты давно настаивают на комплексных исследованиях, которые бы показали, насколько безопасно строительство на озерах, и как в будущем застройка отразится на паводковой ситуации, тем более что в городе нет эффективной ливневой канализации.  

- Если говорить о гидрогеологии, по этому участку вы говорите, что у города есть средства, которые могут выделить на комплексные исследования. Но я хочу подчеркнуть, что невозможно взять один участок для исследования, ведь данные будут только по этому участку. Вот представьте человека. Вы взяли его руку, исследуете ее, и пытаетесь диагноз поставить, не исследуя другие части тела. Гидрогеология – это очень важная проблема. Вопрос паводков на левом берегу, подтопления улиц при малейшем дожде, отсутствие ливневой канализации – это все упирается в гидрогеологию. Мониторинг подземных вод, который есть даже в регионах, должен быть в столице, - сказал архитектор Темиртас Искаков. (на снимке)

Базыкену ничего не оставалось, кроме как признаться, что никакой встречи с Кульгиновым, конечно же, не планируется. Но он пообещал, что перескажет градоначальнику пожелания активистов, хотя и не вызвал этим восторга у присутствующих.

- Я не будут вам говорить заранее, обещать, что будет встреча с акимом. Центр урбанистки – это квазигоссектор, мы больше за развитие города и урбанистики. В целом в мире много проблем, но я бы хотел, чтобы наш центр был частью решения. Да, часть озер засыпали. Но есть водная часть, которая требует внимания сегодня. (…) Есть позиция «А» - не засыпать, и есть позиция «В» - это «давайте сделаем вот так и вот так», как в мире цивилизованном решается, - отвечал Базыкен. (на снимке)

Представление о цивилизованном решении проблемы у гражданских активистов и власти диаметрально противоположные.  Одни считают, что нарушать законы нельзя, поэтому прежде, чем начинать планировать строительство,  нужно открыто обсуждать с обществом судьбу озер, их флоры и фауны, исследовать гидрогеологические риски. Другие демонстрируют, что скрывать от общественности важные документы о принятии решений – это норма, и достаточно лишь публично называть водоемы болотом, голословно заявляя об их сильном загрязнении, а еще попутно отправляя сотни грузовиков с землей для засыпки воды, чтобы построить многоэтажки.

Инициативная группа, осознав, насколько глава Центра урбанистики не понимает глубину вопроса (а может просто делает вид), принялись объяснять, почему строить на Малом Талдыколе нельзя. Активисты упоминали, что земельные участки таинственно перевели из водного фонда в фонд земель населенного пункта, что объект нуждается в установлении водоохранных зон. Отдельно рассказали, что контуры еще не утвержденного плана детальной планировки (ПДП) поспешно обозначили в документах.

- ПДП разрабатывал проектировщик домов. Это ПДП не утверждено, оно постоянно меняется, - признался сам Базыкен.

- Почему  застройщик сам разрабатывает ПДП?!  - снова возмутилась инициативная группа.

Вместе с тем, было видно, что ее участники настолько хорошо знают о нарушениях, допускаемых акиматовскими чиновниками, что теперь ничто не вызывает у них удивления. Официальные документы с изображением территории озер участники встречи рассматривали на мониторе компьютера.

- Вы видите, что здесь самые полноводные участки стерты. (…) Если вы следите за соцсетями, мы писали, что в Министерстве индустрии зафотошопили озеро.  (…)Я знаю, что наверняка эта схема вам известна , потому что на первом этаже здания Астанагенплана вы уже переделали макет города, где ранее были указаны озера Малого Талдыколя . Как можно вообще верить, что какой-то диалог возможен, когда новый генплан еще не принят, но уже стираются озера, делаются макеты, сажаются туда новые объекты и выдается за истину: ребята, проглотите, нате! – говорил обычно очень тактичный Руслан Уразалин.

Базыкен записывал на листочек названия городов, которые упоминала инициативная группа, чтобы объяснить, как в развитых странах сохраняют природу, делая ее достоянием горожан. В голове он держал заготовки аргументов о том, что строить дома на озерах нужно, потому что через 8 лет население столицы достигнет 2 миллионов, и в конце концов высказал их. Но члены инициативной группы возразили, заметив в сотый раз, что строить на землях водно-болотных угодий без предварительных исследований, в том числе гидрогеологических – большая ошибка.

Базыкен упорно пытался найти смыслы в проведении этой встречи, и стал призывать инициативную группу разработать предложения по развитию обсуждаемой территории. На основе полученных предложений глава Центра урбанистики обещал сделать презентацию. Тогда Руслан Уразалиев не выдержал, и взял в руки лист бумаги.

- Вот у меня холст, на котором нужно нарисовать красивую картину, начал он, - держа перед собой лист. - Она такая прекрасная, что не за один день рисуется, а условно неделю ее нужно писать. Я начал писать в первый день, холст был такой, а пришел на второй день, мой холст уменьшился на треть, прихожу на третий день, у меня отрезали еще кусок холста, и в итоге остается маленький клочок. Воспроизвести задуманное прежде изображение я уже никогда не смогу. То же самое происходит с Малым Талдыколем. Пока не остановится засыпка озер, мы ничего сделать не сможем. Мы должны понимать, с чем мы будем работать, что планировать.

В то время, когда шел этот разговор, в суде готовились к очередному заседанию по Малому Талдыколю. В соцсетях активисты сообщили, что в ходе процесса, начавшегося в середине января, представители Минэкологии раздачу земель Малого Талдыколя застройщикам признали нарушением. Переводить участки природного объекта в категорию земель населенного пункта можно было только после их естественного или искусственного исчезновения. Но озера все еще существуют. Пока существуют.  

Фото: Baigenews.kz

Читайте такжеКак депутаты Назарбаева пожизненного председательства лишали

Байланысты жаналықтар

Касымбек засекретил рабочий проект экопарка на Талдыколе?

12.04.2024

Алтай Көлгінов жаңа қызметке тағайындалды

27.03.2024

Строительный кодекс не для людей – депутат

13.02.2024

Малый Талдыколь возвращается?

13.02.2024

«Пожалуйста, сохраняйте спокойствие» - Токаев обратился к алматинцам

25.01.2024

Мы хотим открытости от аппарата Касымбека - Menin Elim Dala

26.12.2023
MalimBlocks
Касымбек засекретил рабочий проект экопарка на Талдыколе?

Столичные общественники не могут получить от сотрудников акимата рабочий проект строительства экопарка на территории Малого Талдыколя. При этом некие люди уже несколько раз пытались начать строительные работы без документов.

Алтай Көлгінов жаңа қызметке тағайындалды

Строительный кодекс не для людей – депутат

Проект нового Строительного кодекса раскритиковали в мажилисе. Депутат Бакытжан Базарбек заявил, что его нормы повторяют нормы действующего кодекса, а по содержанию документ больше напоминает работу школьника.

Малый Талдыколь возвращается?

Инженерные траншеи близ осушенных застройщиками озер Малого Талдыколя наполнились водой. Местные жители подозревают, что это подземные воды, которыми ранее питались осушенные водоемы.

«Пожалуйста, сохраняйте спокойствие» - Токаев обратился к алматинцам

Госорганы Алматы были не готовы к принятию незамедлительных мер во время чрезвычайной ситуации. Такой вывод сделал президент, в четверг, 25 января, выступая на совещании по вопросам обеспечения сейсмической безопасности.

Мы хотим открытости от аппарата Касымбека - Menin Elim Dala

Общественная организация Menin Elim Dala требует переноса срока принятия генерального плана Астаны и выступает против срочного проведения общественных обсуждений по множеству объектов. Гражданские активисты считают, что прежде чем утвердить документ, власти должны представить общественности решение системных проблем. С членами Menin Elim Dala Тогжан Жунусовой и Жанаргуль Беккожиной мы поговорили о продолжающейся борьбе с точечной застройкой.