Здесь чувствуется напряжение. Марат Бисенгалиев о январских событиях, спасении Арала и дочери Арухан
«Были предложения и даже начало работы в столице Казахстана, но я не смог этим заниматься и даже возвратил квартиру, которая мне была дана для работы»
Известный во всем мире скрипач-виртуоз, дирижер Марат Бисенгалиев рассказал «Malim.kz» о новых творческих проектах, об актерских успехах старшей дочери Арухан, и о том, как он воспринял январскую трагедию.
- Алматы, как и Тулуза, для вас родной город, в котором живут родные и друзья. С тех пор, как вы в последний раз были здесь, многое произошло. Город еще не оправился после январских событий. Как вы узнали о случившемся, как восприняли эту трагедию, и с каким сердцем возвращались сюда?
- Да, я живу на юге Франции, недалеко от города Тулуза, и с моих окон видны горы Пиренеи. Это очень красивое место, приятное для уединения и отдыха с детьми, но, к сожалению, в этой «культурной пустыне» мало что происходит. Так получилось, что я должен был лететь с пятого на шестого января рано утром в Алматы, но моя племянница позвонила мне, когда я уже находился в аэропорту, и сказала, что лететь не стоит, алматинский аэропорт уже захватили, поэтому лучше остаться дома. Скрипя сердцем, я вернулся домой и провел во Франции больше месяца, пока в Казахстане все утихло. Все это время я следил за происходящим и разговаривал с родственниками посредством спутниковой связи, так как интернета в Казахстане не было, а когда его включили, можно было без препятствий получать новости о том, как обстоят дела в родном городе. Когда утихли беспорядки, я решил прилететь в Алматы, чтобы получить визу и затем уже улететь на работу с моим оркестром в Мумбай.
- Сильное социальное расслоение в нашей стране, которое стало причиной массовых протестов, вы замечали? Какими сейчас вам видятся родной город, люди?
- Честно говоря, я человек очень аполитичный, и, признаюсь, не хотел бы высказывать какое-либо субъективное мнение, потому что для начала мне нужно разобраться и понять, что на самом деле произошло, ведь я отвечаю за каждое слово… Велика вероятность, что «черное может оказаться белым» и наоборот. Сейчас настолько не ясна ситуация, не только для меня, а для всех, что мне, кажется, требуется еще время, чтобы во всем разобраться, чтобы выразить свое мнение, сконструированное посредством достоверной информации. Поэтому приношу извинения, что по-настоящему на этот вопрос не ответил.
Конечно, сам город изменился. Здесь чувствуется напряжение. Вчера, например, взломали мою машину, наверняка, пытаясь угнать. Это, конечно, неприятный факт, говорящий о многом… Причем, машина была припаркована под окнами моего дома, где двор хорошо освещается. Это происшествие - яркий пример того, что остается только надеяться на восстановление стабильности в государстве, городе. Думаю, все, что произошло - к лучшему.
Читайте также: Татьяна Чернобиль: Я не представляю, кто у нас может расследовать пытки независимо
- Марат, осенью прошлого года состоялась мировая премьера симфонии «Миссия на Марс». Известно, что этот заказ пришел из Арабских Эмиратов. Почему вы поддержали проект?
- Да, этот заказ пришел из Эмиратов, так как они запустили спутник на Марс, и это, я считаю, огромная победа для страны. Премьера симфонии, посвященной 50-летию запуска первого межпланетного спутника-зонда Аль-Амаль, состоялась прошлой осенью в Государственной филармонии имени Жамбыла в Алматы. Сам заказ был сделан «Дакода Мьюзик» совместно с министерством культуры ОАЭ, с которыми я давно сотрудничаю.
Этот проект был для меня очень вдохновляющим и интересным, так как здесь был чистый листок бумаги и очень необычная концепция разных композиторов со всех уголков мира, и, мне кажется, премьера удалась. Я не планировал, что она будет проведена в Алматы, но очень импонировало то, что я мог воплотить здесь свою идею квадрозвучания, то есть, расстановки оркестра по всему залу. Причем, эта идея пришла из соображений об ограничительных мерах в связи с пандемией коронавируса. Так вот, допустимое расстояние не давало возможность расставить весь оркестр на сцене, поэтому пришлось размещать их по всему залу, и здесь, конечно, нужны были какие-то последние технологические решения, чтобы решить вопрос с синхронизацией оркестра. К счастью, это сделать удалось, и люди, находящие в зале, услышали настоящий квадрозвук. Даже я, как профессионал, был в восторге от этого звукового шоу, которое можно было услышать не как крутую аудиозапись, а как самый настоящий живой звук.
- Планируете ли еще проекты, посвященные значимым событиям или глобальным проблемам?
- Один из будущих проектов посвящен проблемам экологии – это Saving Aral (спасение Арала). Произведение уже готово, причем, это первый мой собственный эксперимент, в котором я практически сам работал и как автор, и как композитор в соавторстве с целой командой, в составе которой были Дмитрий Варелас и индийский композитор Кайзад Патель. Мне кажется, что получилось интересное произведение. Единственная проблема в том, что его сейчас трудно воплотить в связи с произошедшими январскими событиями. Поэтому придется немного подождать, чтобы найти подходящий момент и сделать премьеру.
Читайте также: Пикет у здания горсуда провели столичные художницы
Есть еще множество проектов. Один из них – концерт, посвященный моему юбилею. Когда можно будет провести этот концерт, я точно не знаю, потому что это, опять-таки, связано с прошедшими беспорядками. Остальные проекты, если все благополучно уладится, найдут воплощение осенью этого года.
- Расскажите о проекте «Saving Aral». Как возникла идея? Кто инвестирует проект?
- Есть готовое произведение, есть желание воплотить его в жизнь и в Казахстане, и за рубежом. Вопрос только «когда?», и как только ответ на этот вопрос будет известен, я сразу же дам знать. Инвесторов пока нет, есть очень заинтересованная сторона – это Международный Фонд спасения Арала во главе с Бекнияз Болатом Кабикеновичем. К слову, объединив усилия, проект можно сделать очень успешным.
- Говорят, музыку к «Saving Aral» вы впервые написали сами?
- И да, и нет. Я поступил также, как я делал с музыкой Сайраша (Sairaj Puranik) и казахстанского композитора Еркеша Шакеева. То есть, здесь дается идея, и здесь работает целая команда так же, как у композитора Джона Уильямса. Для того, чтобы сделать что-то особенное, уникальное, конечно, нужны специалисты высокого класса. Не могу назвать себя специалистом высокого класса по оркестровке, аранжировке, но имея определенный опыт и понимание музыки, я решился на такой новый для меня шаг, хотя композитором себя не считаю. О том, что получилось, судить слушателям. В музыке используется много казахских тем, интересных идей и новинок. В общем, я полностью доверяюсь публике, чтобы она вынесла мне «приговор».
- Какие музыканты будут задействованы в оркестре?
- Сейчас ведутся переговоры с Индией. Но, как ни странно (улыбается - прим.), индийский оркестр стоит настолько дорого, что привлечь его, вероятнее всего, становится невыполнимой задачей. Ведутся переговоры с алматинским оркестром, карагандинским, столичным и с оркестром из Актобе. Оркестров хватает, главное - найти самый лучший вариант. Вполне возможно, что будет иностранный оркестр.
- Ваша старшая дочь Арухан Галиева сейчас завоевывает внимание американских зрителей. Расскажите о ее работе.
- Арухан сейчас работает в нескольких направлениях, последний проект - стендап-комедия (stand-up comedy). Отмечу, что это один из наиболее сложных жанров, в котором Арухан получает хорошие результаты, выигрывая всевозможные престижные конкурсы. Ее основное направление, конечно, - театр. Она играет в Шекспировском театре (Shakespeare's Globe), и сейчас у нее много проектов, которые приходят, в какой-то степени, благодаря пандемии коронавируса, потому что много заказав от Netflix и других компаний.
- Несмотря на мировое признание, вы не теряете связь с родиной, и постоянно присутствуете в творческой сфере, это очень приятно. Почему это важно для вас?
- Несмотря ни на что, я постоянно проявляю интерес к своей родине. Это совершенно естественно, и очень важно для любого человека, который родился здесь и сохраняет эту связь так же, как ребенок старается быть близким со своими родителями. Хотя, есть и предложения, и действующий контракт с другими странами, поэтому нет нужды в постоянной взаимосвязи, так как нет коммерческой заинтересованности. Но, в то же время, я очень хотел бы держать эту связь именно с Алматы. Были предложения и даже начало работы в столице Казахстана, но я не смог этим заниматься и даже возвратил квартиру, которая мне была дана для работы. Решил продолжить работу в Алматы, потому что это мой родной город, город моего детства, и город, в котором я хотел бы провести большую часть своей жизни.
- В Казахстане людей искусства очень часто упрекают в том, что они не выражают свою позицию, когда случаются трагические события или не выражают свое отношение к проблемным вопросам. Вы понимаете такое индифферентное отношение к происходящему?
- Я считаю, что люди искусства должны быть нейтральны во всем, они должны нести искусство всем. Дело в том, что здесь страдает само искусство и восприятие человека в искусстве. Ведь человек может быть очень талантлив, но его причастность (к общественно-политической повестке – Ред.) может отторгать от того, что он делает. Повторюсь, что я человек нейтральный, но это не значит, что я не имею свою позицию. Но позиция, на мой взгляд, должна быть ответственной и окончательной. По поводу беспорядков у меня нет окончательного мнения, поэтому я не могу ничего сказать, в этом случае молчание – золото.
Читайте также: Марат Ахметжанов: Есть тенденция, если не дать взятку, нельзя устроиться на работу
- Спасибо за интервью. Желаем вам новых творческих успехов.
- И вашему изданию я желаю процветания.
Фото: mybusiness.kz