Казахстан теперь ближе к Западу, чем Россия – Шульман
Известный российский независимый политолог Екатерина Шульман прокомментировала политические преобразования в Казахстане. По ее мнению, недавно объявленную политическую реформу нельзя считать косметической.
- Нельзя сказать, что эта реформа чисто косметическая, потому что после января сущностные изменения: и персональные, и институциональные, в Казахстане произошли. (…) Казахстан совершенно точно не пошел в сторону ужесточения режима. (…) Если бы было движение в противоположную сторону, как в 2012 году в России, это невозможно ни с чем перепутать. Ужесточения в Казахстане не произошло, - сказала Шульман в программе «Казахстан в тени войны России с Украиной» на Ютьюб-канале BILD на русском.
Читайте также: Переехавшие. Что делают российские специалисты в Казахстане
Она также отметила, что после январских событий казахстанские власти вполне могли пойти на ужесточение режима, логично оправдывая это приблизившимися угрозами гражданской войны. Однако был выбран иной путь, совсем не пересекающийся с направлениями движения России и Беларуси.
- Это настолько в противоположном направлении движется по сравнению с тем, куда движутся Россия и Беларусь, что это наблюдателя приятно поражает, - сказала Шульман.
- Если референдум пройдет успешно, а в этом не так много сомнений, то президент Токаев получит дополнительное укрепление своей легитимности. Он будет отцом новой Конституции, за которую не просто проголосовали подконтрольные депутаты, а за которую высказался избиратель. Если будет нормальная явка, приличный результат «за» и после этого не начнутся какие-то протесты, возмущения, то это будет ему большим плюсом, прибавлением его политическом багаже. Такого лидера уже как-то особенно не сковырнешь.
Екатерина Шульман считает, что Казахстан, занявшись изменениями своего конституционного контура, хотя и не радикальными, не только не расшатал свою стабильность, но и укрепил.
- Казахстан выглядит гораздо более вестернизированным государством, чем Россия. (…) Казахстан (и раньше – Ред.) проповедовал открытость своей экономики, в том числе и в ресурсной сфере, чего автократии не очень любят. Это хорошо сочеталось с участием родственников и иных членов клана (семьи Назарбаева – Ред.) в обороте, это понятно и никого не должно удивлять. Тем не менее, иностранные инвесторы как-то гордо ходили по земле Казахстана. Поэтому это не то, что началось прямо сейчас.
- Но сейчас, в связи с тем, что Россия до такой степени рвет свои связи с внешним миром, Казахстан оказывается в парадоксальном, но я думаю, выгодном для себя положении. С одной стороны, является страной, связанной с Китаем и является той территорией, через которую могут проходить китайские товары. С другой стороны, той страной, которая не под с санкциями, и которая может торговать и сообщаться с внешним миром, в том числе с Европой и Северной Америкой, - сказала Шульман.
Она также отметила, что в Казахстан не было такой массовой миграции россиян, как в Вильнюс, Тбилиси и Ереван. По ее мнению, на фоне войны в Украине Казахстан выглядит, как государство с большей экономической и политической свободой, что создает возможности для его развития.
- Если Россия не разваливается на части, не убивает друг друга, но как-то окукливается, изолируется от внешнего мира и переживает свои , как это принято говорить, экономические вызовы, то здесь Казахстан, как некая страна-посредник, опять же настолько, насколько можно быть страной-посредником, не попадая под вторичные санкции, как страна с очевидно большей экономической свободой, а теперь, похоже и с большей степени свободы политической, может стать в некоторой степени, в определённых частях, выгодоприобреталем, бенефициаром того, что произошло, - сказала Екатерина Шульман.
Читайте также:
Возможен ли украинский сценарий в Казахстане? Эксперт о роли ОДКБ
Одного Димаша депутатам мало. О судьбе молодежи размышляли в парламенте
Фото: Liter.kz