Водители Indriver и Yandex спросят с парламента - депутат

Не успели в правительстве публично озадачиться аварийностью на дорогах, как в глава Комитета транспорта Минтранса Алтай Али презентовал депутатам законопроект о передаче контроля пассажирских и грузовых перевозок в частные руки. Депутаты же, быстро сообразив, что из-за новшества тысячи водителей приложения Indriver и Yandex могут остаться без работы, забоялись за себя. Толпы голодных семей у здания парламента никто из них видеть не хотел.

Орал Кайрат

  • 05.10.2023

Выступая с презентацией в мажилисе в четверг, 5 октября, Алтай Али сообщил, что с контролем над международными, межобластными и нерегулярными автобусными перевозками государство, мягко говоря, не справляется. В своем бессилии, приводя высокую статистику аварийности и смертности на дорогах, чиновники расписались и на прошедшем недавно заседании правительства.

Теперь они хотят, чтобы качество услуг перевозчиков контролировала саморегулируемая организация – это некоммерческое партнерство, призванное объединить юридических лиц и ипэшников, занимающихся перевозками.

Читайте также: Как удержать казахстанцев от соблазна брать кредиты, придумали депутаты

— Вот вы говорите, что нужно проводить медицинское освидетельствование таксистов. Но на это требуются деньги. Вы говорили, что таксисты сами должны эту услугу оплачивать. В итоге их расходы ведь лягут бременем на карманы простых людей, ведь цена проезда возрастет. Как вы видите решение этой проблемы? – поинтересовался депутат Нартай Аралбай.

— Таксисты обязаны проходить регистрацию в специальной организации. Требование об обязательном предрейсовом осмотре обязан выполнять любой таксопарк или организация, занимающаяся перевозками. Поэтому новшество не повлечет дополнительные расходы для водителей, - ответил Алтай Али.

Алтай Али 

Было понятно, что депутат имел ввиду перевозки через приложения Indriver и Yandex, которые предрейсовое медобследование вряд ли могут обеспечивать. Отвечая на его вопрос, зампред комитета транспорта Селим Куанышулы отметил, что пока речь о запрете этих приложений не идет.

—  Мы лишь хотим, чтобы Indriver и Yandex исполняли требования национального законодательства, в противном случае будем вынуждены их работу прекратить. Результаты поверхностного анализа показывают, что за прошедшие полгода водители, работающие с этими приложениями, допустили 552 аварии, погибло 77 человек, а если тщательные проверки проводить, результаты будут еще более страшными, - сказал Селим Куанышулы.

Депутатов смертельная статистика совсем не шокировала. Они понимали, что если контроль над перевозками ужесточат, то многие семьи останутся голодными, тогда массовых протестов точно не избежать.

—  В Алматы и Астане, возможно, деньги есть. Но посмотрите на машины в регионах. У них нет денег. Как они будут зарабатывать? (…) Один автобус может несколько семей прокормить. Завтра люди поднимутся и с нас будут спрашивать: как вы такое допустили? Вы знаете, как проводят медобследование? Бывает, что и медсестры нет. Очень много водителей без прав ездят, но самое главное – вы без работы людей оставляете! – сокрушался депутат Мурат Ергешбаев.  

Глава комитета транспорта Алтай Али продолжал стоять на своем.

—  Анализ показал, что большинство аварий из-за того, что водители не соблюдают режим труда и отдыха. Мы не скрываем, что сейчас медобследование часто не проводят, это мы признаем. Поэтому считаем, что частный сектор сможет регулировать это. У нас кадров не хватает для полноценного контроля, - отвечал он.  

Соглашаться с идеей законопроекта парламентарии все равно не хотели. Депутат Анас Баккожаев вспомнил, что если нотариальная палата справляется с саморегулированием, то сфера племенного скотоводства с этим справиться не смогла.

— Открылось 16 палат в области овцеводства вместо планируемых четырех, началась борьба за взносы: кто создает палату, тот богатый; кто возглавляет ее, тот влиятельный. Здесь так же будет. Рынок перевозок большой, субъектов очень много, - заметил Баккожаев.

Алтай Али не разделил его опасения, аргументируя тем, что в сфере животноводства была борьба за субсидии, а в сфере автоперевозок таких потоков денег нет. Скепсиса в обсуждение добавила депутат Каракат Абден. Она считает, что контролировать качество автоперевозок можно через системы GPS - отслеживать километраж, скорость, время езды и отдыха на стоянке.

—  Прежде чем идти на это совещание я поговорила с группой молодых айтишников. Они говорят, что это несложно. Много ума не надо, чтобы передать (контроль над качеством перевозок- Ред.) в конкурентную среду. Но передать с четкими установками по техническим требованиям, - заметила Абден.

Ее поддержал и руководитель рабочей группы, депутат Тилектес Адамбеков. Законопроект он счет недостаточно проработанным.

—  По своему опыту сужу: законопроект «сырой». Об этом сказали и мои коллеги. Вы (правительство – Ред.) хотите свою ответственность перекинуть в частный сектор. Такое ощущение, что то, что вам по силам, вы оставляете, а то, что нет - отдаете рынку, - сказал Адамбеков.

Несмотря на критику, депутаты пообещали изучить законопроект и внести свои предложения в рабочих группах.

Читайте также: «Просил не приставать к женскому персоналу» - потерпевший по делу Мухамедиулы

Байланысты жаналықтар

Депутат жертвам паводка: Назарбаевский клан никуда не делся

17.04.2024

Шарлапаев ведет Казахстан в промкооперацию ЕАЭС. Кому это выгодно?

27.03.2024

Преднаурызная пленарка: Самат Абиш, список Айки и Эфиопия

20.03.2024

Кого не гладят по головке, рассказал Кошанов

13.03.2024

Коллекторы – не враги. Эксперты против ограничений в законе

11.03.2024

Двойная ошибка. Как Саясат Нурбек заболтал депутатов

06.03.2024
MalimBlocks
Депутат жертвам паводка: Назарбаевский клан никуда не делся

Депутат мажилиса Максат Толыкбай обвинил крупные нефтяные компании в нежелании делиться имеющейся у них техникой для помощи во время паводков.

Шарлапаев ведет Казахстан в промкооперацию ЕАЭС. Кому это выгодно?

В среду, 27 марта, депутаты мажилиса напоминали ежиков из избитого анекдота, которые кололись, плакали, но продолжал есть кактус. Министр промышленности и строительства Канат Шарлапаев пришел к ним на пленарку, чтобы те ратифицировали протокол о внесении изменений в Договор о ЕАЭС. В нем появится новая норма о реализации государствами-членами ЕАЭС совместных кооперационных проектов в отраслях промышленности.

Преднаурызная пленарка: Самат Абиш, список Айки и Эфиопия

В среду, 20 марта, министр внутренних дел Ержан Саденов пришел в предпраздничный парламент, где депутаты так предвкушали предстоящий Наурыз, что заранее нарядились в яркие шапаны. Но Саденову было совсем не до веселья. У пресс-стены журналисты готовились стрелять в него вопросами. Из-за Январских событий.

Кого не гладят по головке, рассказал Кошанов

В среду, 13 марта, скучную пленарку мажилиса пытались украсить депутат Бакытжан Базарбек и его коллега-акын Ринат Заитов. Кто ж знал, что динамику этому серому парламентскому дню придадут совсем другие герои.

Коллекторы – не враги. Эксперты против ограничений в законе

На минувшей неделе депутаты мажилиса завершили рассмотрение законопроекта по вопросам минимизации рисков при кредитовании и защиты прав заемщиков. Кроме прочих парламентарии одобрили норму о введении до 1 января 2026 года моратория на продажу банками и микрофинансовым организациям просроченной задолженности граждан коллекторам. Эксперты же считают, что предлагаемые меры помешает развитию финансового сектора.

Двойная ошибка. Как Саясат Нурбек заболтал депутатов

Ни один министр казахстанского правительства не способен выступать так, как это делает глава Миннауки Саясат Нурбек. В среду, 6 марта, он пришел в мажилис с законопроектом «О науке и технологической политике», да так заговорил парламентариям зубы, что те едва не пропустили документ, требующий миллиардных государственных трат, в котором не замечены антикоррупционные нормы.