Водители Indriver и Yandex спросят с парламента - депутат

Не успели в правительстве публично озадачиться аварийностью на дорогах, как в глава Комитета транспорта Минтранса Алтай Али презентовал депутатам законопроект о передаче контроля пассажирских и грузовых перевозок в частные руки. Депутаты же, быстро сообразив, что из-за новшества тысячи водителей приложения Indriver и Yandex могут остаться без работы, забоялись за себя. Толпы голодных семей у здания парламента никто из них видеть не хотел.

Орал Кайрат

  • 05.10.2023

Выступая с презентацией в мажилисе в четверг, 5 октября, Алтай Али сообщил, что с контролем над международными, межобластными и нерегулярными автобусными перевозками государство, мягко говоря, не справляется. В своем бессилии, приводя высокую статистику аварийности и смертности на дорогах, чиновники расписались и на прошедшем недавно заседании правительства.

Теперь они хотят, чтобы качество услуг перевозчиков контролировала саморегулируемая организация – это некоммерческое партнерство, призванное объединить юридических лиц и ипэшников, занимающихся перевозками.

Читайте также: Как удержать казахстанцев от соблазна брать кредиты, придумали депутаты

— Вот вы говорите, что нужно проводить медицинское освидетельствование таксистов. Но на это требуются деньги. Вы говорили, что таксисты сами должны эту услугу оплачивать. В итоге их расходы ведь лягут бременем на карманы простых людей, ведь цена проезда возрастет. Как вы видите решение этой проблемы? – поинтересовался депутат Нартай Аралбай.

— Таксисты обязаны проходить регистрацию в специальной организации. Требование об обязательном предрейсовом осмотре обязан выполнять любой таксопарк или организация, занимающаяся перевозками. Поэтому новшество не повлечет дополнительные расходы для водителей, - ответил Алтай Али.

Алтай Али 

Было понятно, что депутат имел ввиду перевозки через приложения Indriver и Yandex, которые предрейсовое медобследование вряд ли могут обеспечивать. Отвечая на его вопрос, зампред комитета транспорта Селим Куанышулы отметил, что пока речь о запрете этих приложений не идет.

—  Мы лишь хотим, чтобы Indriver и Yandex исполняли требования национального законодательства, в противном случае будем вынуждены их работу прекратить. Результаты поверхностного анализа показывают, что за прошедшие полгода водители, работающие с этими приложениями, допустили 552 аварии, погибло 77 человек, а если тщательные проверки проводить, результаты будут еще более страшными, - сказал Селим Куанышулы.

Депутатов смертельная статистика совсем не шокировала. Они понимали, что если контроль над перевозками ужесточат, то многие семьи останутся голодными, тогда массовых протестов точно не избежать.

—  В Алматы и Астане, возможно, деньги есть. Но посмотрите на машины в регионах. У них нет денег. Как они будут зарабатывать? (…) Один автобус может несколько семей прокормить. Завтра люди поднимутся и с нас будут спрашивать: как вы такое допустили? Вы знаете, как проводят медобследование? Бывает, что и медсестры нет. Очень много водителей без прав ездят, но самое главное – вы без работы людей оставляете! – сокрушался депутат Мурат Ергешбаев.  

Глава комитета транспорта Алтай Али продолжал стоять на своем.

—  Анализ показал, что большинство аварий из-за того, что водители не соблюдают режим труда и отдыха. Мы не скрываем, что сейчас медобследование часто не проводят, это мы признаем. Поэтому считаем, что частный сектор сможет регулировать это. У нас кадров не хватает для полноценного контроля, - отвечал он.  

Соглашаться с идеей законопроекта парламентарии все равно не хотели. Депутат Анас Баккожаев вспомнил, что если нотариальная палата справляется с саморегулированием, то сфера племенного скотоводства с этим справиться не смогла.

— Открылось 16 палат в области овцеводства вместо планируемых четырех, началась борьба за взносы: кто создает палату, тот богатый; кто возглавляет ее, тот влиятельный. Здесь так же будет. Рынок перевозок большой, субъектов очень много, - заметил Баккожаев.

Алтай Али не разделил его опасения, аргументируя тем, что в сфере животноводства была борьба за субсидии, а в сфере автоперевозок таких потоков денег нет. Скепсиса в обсуждение добавила депутат Каракат Абден. Она считает, что контролировать качество автоперевозок можно через системы GPS - отслеживать километраж, скорость, время езды и отдыха на стоянке.

—  Прежде чем идти на это совещание я поговорила с группой молодых айтишников. Они говорят, что это несложно. Много ума не надо, чтобы передать (контроль над качеством перевозок- Ред.) в конкурентную среду. Но передать с четкими установками по техническим требованиям, - заметила Абден.

Ее поддержал и руководитель рабочей группы, депутат Тилектес Адамбеков. Законопроект он счет недостаточно проработанным.

—  По своему опыту сужу: законопроект «сырой». Об этом сказали и мои коллеги. Вы (правительство – Ред.) хотите свою ответственность перекинуть в частный сектор. Такое ощущение, что то, что вам по силам, вы оставляете, а то, что нет - отдаете рынку, - сказал Адамбеков.

Несмотря на критику, депутаты пообещали изучить законопроект и внести свои предложения в рабочих группах.

Читайте также: «Просил не приставать к женскому персоналу» - потерпевший по делу Мухамедиулы

Байланысты жаналықтар

Кооперации аграриев нет, но субсидии льются рекой

30.11.2023

Резонанс Бишимбаева, или почему казахстанцы онемели от насилия

11.11.2023

Прощай, Миттал. Казахстан ждет новых иностранных инвесторов

09.11.2023

Виноват ли Миттал в смерти шахтеров?

31.10.2023

Бездумные покупки казахстанцев в кредит возмутили депутатов

20.10.2023

Цифровым таксистам и курьерам придется работать легально

17.10.2023
MalimBlocks
Кооперации аграриев нет, но субсидии льются рекой

В правительстве обещают сдержать цены перед новогодними праздниками, но эта мера будет временной. Со следующего года упразднят госрегулирование цен на девять наименований социально-значимых товаров, а с июля следующего – на остальные десять. Чиновники считают, что выгоднее поддерживать отечественных сельхозтоваропроизводителей, объединив их в кооперативы. Но сами аграрии от этой идеи не в восторге.

Резонанс Бишимбаева, или почему казахстанцы онемели от насилия

Гибель жены бывшего министра нацэкономики Куандыка Бишимбаева Салтанат Нукеновой в результате семейного скандала в столичном ресторане BAU, снова погрузила страну в состояние беспомощности и тревоги. И дело не только в том, что осужденный за коррупцию, но помилованный президентом Бишимбаев мог в эти грустные ноябрьские дни сидеть в тюрьме, а в том, что случившееся убийство – результат нормализация насилия, когда даже нахождение жертвы в публичном месте не дает ей шанса быть спасенной.

Прощай, Миттал. Казахстан ждет новых иностранных инвесторов

Очередную пятилетку индустриализации задумали в правительстве. В четверг, на заседании сената, министр промышленности и строительства Канат Шарлапаев рассказал о 15 инвестиционных проектах, которые к 2029 году должны обеспечить налоговые поступления в бюджет в размере 960 млрд тенге. Ожидается, что показатель ВВП повысится на 4,7%. Но как это отразится на жизни граждан, Шарлапаев не уточнил.

Виноват ли Миттал в смерти шахтеров?

После трагедии на шахте имени Костенко в Карагандинской области у казахстанцев появился «внешний враг». Виновным в гибели 46 шахтеров многим показался индийский бизнесмен Лакшми Миттал.

Бездумные покупки казахстанцев в кредит возмутили депутатов

Депутаты мажилиса, никогда не способные посеять интригу, в пятницу, 20 октября, все же обещали устроить разбор полетов правительству. Никаких личных или официальных обещаний, конечно не было. Надеяться на встряску для чиновников позволяла лишь тема предстоящих парламентских слушаний «О снижении закредитованности населения и повышении финансовой грамотности».

Цифровым таксистам и курьерам придется работать легально

Компания «Яндекс» стала налоговым агентом Казахстана. Об этом во вторник, 17 октября, на заседании правительства, сообщила министр труда и соцзащиты населения Светлана Жакупова.