Водители Indriver и Yandex спросят с парламента - депутат

Не успели в правительстве публично озадачиться аварийностью на дорогах, как в глава Комитета транспорта Минтранса Алтай Али презентовал депутатам законопроект о передаче контроля пассажирских и грузовых перевозок в частные руки. Депутаты же, быстро сообразив, что из-за новшества тысячи водителей приложения Indriver и Yandex могут остаться без работы, забоялись за себя. Толпы голодных семей у здания парламента никто из них видеть не хотел.

Орал Кайрат

  • 05.10.2023

Выступая с презентацией в мажилисе в четверг, 5 октября, Алтай Али сообщил, что с контролем над международными, межобластными и нерегулярными автобусными перевозками государство, мягко говоря, не справляется. В своем бессилии, приводя высокую статистику аварийности и смертности на дорогах, чиновники расписались и на прошедшем недавно заседании правительства.

Теперь они хотят, чтобы качество услуг перевозчиков контролировала саморегулируемая организация – это некоммерческое партнерство, призванное объединить юридических лиц и ипэшников, занимающихся перевозками.

Читайте также: Как удержать казахстанцев от соблазна брать кредиты, придумали депутаты

— Вот вы говорите, что нужно проводить медицинское освидетельствование таксистов. Но на это требуются деньги. Вы говорили, что таксисты сами должны эту услугу оплачивать. В итоге их расходы ведь лягут бременем на карманы простых людей, ведь цена проезда возрастет. Как вы видите решение этой проблемы? – поинтересовался депутат Нартай Аралбай.

— Таксисты обязаны проходить регистрацию в специальной организации. Требование об обязательном предрейсовом осмотре обязан выполнять любой таксопарк или организация, занимающаяся перевозками. Поэтому новшество не повлечет дополнительные расходы для водителей, - ответил Алтай Али.

Алтай Али 

Было понятно, что депутат имел ввиду перевозки через приложения Indriver и Yandex, которые предрейсовое медобследование вряд ли могут обеспечивать. Отвечая на его вопрос, зампред комитета транспорта Селим Куанышулы отметил, что пока речь о запрете этих приложений не идет.

—  Мы лишь хотим, чтобы Indriver и Yandex исполняли требования национального законодательства, в противном случае будем вынуждены их работу прекратить. Результаты поверхностного анализа показывают, что за прошедшие полгода водители, работающие с этими приложениями, допустили 552 аварии, погибло 77 человек, а если тщательные проверки проводить, результаты будут еще более страшными, - сказал Селим Куанышулы.

Депутатов смертельная статистика совсем не шокировала. Они понимали, что если контроль над перевозками ужесточат, то многие семьи останутся голодными, тогда массовых протестов точно не избежать.

—  В Алматы и Астане, возможно, деньги есть. Но посмотрите на машины в регионах. У них нет денег. Как они будут зарабатывать? (…) Один автобус может несколько семей прокормить. Завтра люди поднимутся и с нас будут спрашивать: как вы такое допустили? Вы знаете, как проводят медобследование? Бывает, что и медсестры нет. Очень много водителей без прав ездят, но самое главное – вы без работы людей оставляете! – сокрушался депутат Мурат Ергешбаев.  

Глава комитета транспорта Алтай Али продолжал стоять на своем.

—  Анализ показал, что большинство аварий из-за того, что водители не соблюдают режим труда и отдыха. Мы не скрываем, что сейчас медобследование часто не проводят, это мы признаем. Поэтому считаем, что частный сектор сможет регулировать это. У нас кадров не хватает для полноценного контроля, - отвечал он.  

Соглашаться с идеей законопроекта парламентарии все равно не хотели. Депутат Анас Баккожаев вспомнил, что если нотариальная палата справляется с саморегулированием, то сфера племенного скотоводства с этим справиться не смогла.

— Открылось 16 палат в области овцеводства вместо планируемых четырех, началась борьба за взносы: кто создает палату, тот богатый; кто возглавляет ее, тот влиятельный. Здесь так же будет. Рынок перевозок большой, субъектов очень много, - заметил Баккожаев.

Алтай Али не разделил его опасения, аргументируя тем, что в сфере животноводства была борьба за субсидии, а в сфере автоперевозок таких потоков денег нет. Скепсиса в обсуждение добавила депутат Каракат Абден. Она считает, что контролировать качество автоперевозок можно через системы GPS - отслеживать километраж, скорость, время езды и отдыха на стоянке.

—  Прежде чем идти на это совещание я поговорила с группой молодых айтишников. Они говорят, что это несложно. Много ума не надо, чтобы передать (контроль над качеством перевозок- Ред.) в конкурентную среду. Но передать с четкими установками по техническим требованиям, - заметила Абден.

Ее поддержал и руководитель рабочей группы, депутат Тилектес Адамбеков. Законопроект он счет недостаточно проработанным.

—  По своему опыту сужу: законопроект «сырой». Об этом сказали и мои коллеги. Вы (правительство – Ред.) хотите свою ответственность перекинуть в частный сектор. Такое ощущение, что то, что вам по силам, вы оставляете, а то, что нет - отдаете рынку, - сказал Адамбеков.

Несмотря на критику, депутаты пообещали изучить законопроект и внести свои предложения в рабочих группах.

Читайте также: «Просил не приставать к женскому персоналу» - потерпевший по делу Мухамедиулы

Байланысты жаналықтар

Индустриализация лопатами. Как депутаты ругали Шарлапаева

29.04.2024

Депутат пострадавшим от паводка: Назарбаевский клан никуда не делся

17.04.2024

Шарлапаев ведет Казахстан в промкооперацию ЕАЭС. Кому это выгодно?

27.03.2024

Преднаурызная пленарка: Самат Абиш, список Айки и Эфиопия

20.03.2024

Кого не гладят по головке, рассказал Кошанов

13.03.2024

Коллекторы – не враги. Эксперты против ограничений в законе

11.03.2024
MalimBlocks
Индустриализация лопатами. Как депутаты ругали Шарлапаева

В понедельник, 29 апреля, министр промышленности и строительства Канат Шарлапаев пришёл на правчас мажилиса с докладом о новой промышленной политике Казахстана. Такие доклады бывалые депутаты слышали столько, сколько длились безуспешные пятилетки индустриально-инновационных программ, и это совсем не мешало им давать добро рулевым «старого Казахстана». Но вот депутаты «Казахстана нового» вдруг воспротивились оптимизму Шарлапаева, и срочно заставили работать своих мобилографов.

Депутат пострадавшим от паводка: Назарбаевский клан никуда не делся

Депутат мажилиса Максат Толыкбай обвинил крупные нефтяные компании в нежелании делиться имеющейся у них техникой для помощи во время паводков.

Шарлапаев ведет Казахстан в промкооперацию ЕАЭС. Кому это выгодно?

В среду, 27 марта, депутаты мажилиса напоминали ежиков из избитого анекдота, которые кололись, плакали, но продолжал есть кактус. Министр промышленности и строительства Канат Шарлапаев пришел к ним на пленарку, чтобы те ратифицировали протокол о внесении изменений в Договор о ЕАЭС. В нем появится новая норма о реализации государствами-членами ЕАЭС совместных кооперационных проектов в отраслях промышленности.

Преднаурызная пленарка: Самат Абиш, список Айки и Эфиопия

В среду, 20 марта, министр внутренних дел Ержан Саденов пришел в предпраздничный парламент, где депутаты так предвкушали предстоящий Наурыз, что заранее нарядились в яркие шапаны. Но Саденову было совсем не до веселья. У пресс-стены журналисты готовились стрелять в него вопросами. Из-за Январских событий.

Кого не гладят по головке, рассказал Кошанов

В среду, 13 марта, скучную пленарку мажилиса пытались украсить депутат Бакытжан Базарбек и его коллега-акын Ринат Заитов. Кто ж знал, что динамику этому серому парламентскому дню придадут совсем другие герои.

Коллекторы – не враги. Эксперты против ограничений в законе

На минувшей неделе депутаты мажилиса завершили рассмотрение законопроекта по вопросам минимизации рисков при кредитовании и защиты прав заемщиков. Кроме прочих парламентарии одобрили норму о введении до 1 января 2026 года моратория на продажу банками и микрофинансовым организациям просроченной задолженности граждан коллекторам. Эксперты же считают, что предлагаемые меры помешает развитию финансового сектора.