Водители Indriver и Yandex спросят с парламента - депутат
Не успели в правительстве публично озадачиться аварийностью на дорогах, как в глава Комитета транспорта Минтранса Алтай Али презентовал депутатам законопроект о передаче контроля пассажирских и грузовых перевозок в частные руки. Депутаты же, быстро сообразив, что из-за новшества тысячи водителей приложения Indriver и Yandex могут остаться без работы, забоялись за себя. Толпы голодных семей у здания парламента никто из них видеть не хотел.

Выступая с презентацией в мажилисе в четверг, 5 октября, Алтай Али сообщил, что с контролем над международными, межобластными и нерегулярными автобусными перевозками государство, мягко говоря, не справляется. В своем бессилии, приводя высокую статистику аварийности и смертности на дорогах, чиновники расписались и на прошедшем недавно заседании правительства.
Теперь они хотят, чтобы качество услуг перевозчиков контролировала саморегулируемая организация – это некоммерческое партнерство, призванное объединить юридических лиц и ипэшников, занимающихся перевозками.
Читайте также: Как удержать казахстанцев от соблазна брать кредиты, придумали депутаты
— Вот вы говорите, что нужно проводить медицинское освидетельствование таксистов. Но на это требуются деньги. Вы говорили, что таксисты сами должны эту услугу оплачивать. В итоге их расходы ведь лягут бременем на карманы простых людей, ведь цена проезда возрастет. Как вы видите решение этой проблемы? – поинтересовался депутат Нартай Аралбай.
— Таксисты обязаны проходить регистрацию в специальной организации. Требование об обязательном предрейсовом осмотре обязан выполнять любой таксопарк или организация, занимающаяся перевозками. Поэтому новшество не повлечет дополнительные расходы для водителей, - ответил Алтай Али.
Было понятно, что депутат имел ввиду перевозки через приложения Indriver и Yandex, которые предрейсовое медобследование вряд ли могут обеспечивать. Отвечая на его вопрос, зампред комитета транспорта Селим Куанышулы отметил, что пока речь о запрете этих приложений не идет.
— Мы лишь хотим, чтобы Indriver и Yandex исполняли требования национального законодательства, в противном случае будем вынуждены их работу прекратить. Результаты поверхностного анализа показывают, что за прошедшие полгода водители, работающие с этими приложениями, допустили 552 аварии, погибло 77 человек, а если тщательные проверки проводить, результаты будут еще более страшными, - сказал Селим Куанышулы.
Депутатов смертельная статистика совсем не шокировала. Они понимали, что если контроль над перевозками ужесточат, то многие семьи останутся голодными, тогда массовых протестов точно не избежать.
— В Алматы и Астане, возможно, деньги есть. Но посмотрите на машины в регионах. У них нет денег. Как они будут зарабатывать? (…) Один автобус может несколько семей прокормить. Завтра люди поднимутся и с нас будут спрашивать: как вы такое допустили? Вы знаете, как проводят медобследование? Бывает, что и медсестры нет. Очень много водителей без прав ездят, но самое главное – вы без работы людей оставляете! – сокрушался депутат Мурат Ергешбаев.
Глава комитета транспорта Алтай Али продолжал стоять на своем.
— Анализ показал, что большинство аварий из-за того, что водители не соблюдают режим труда и отдыха. Мы не скрываем, что сейчас медобследование часто не проводят, это мы признаем. Поэтому считаем, что частный сектор сможет регулировать это. У нас кадров не хватает для полноценного контроля, - отвечал он.
Соглашаться с идеей законопроекта парламентарии все равно не хотели. Депутат Анас Баккожаев вспомнил, что если нотариальная палата справляется с саморегулированием, то сфера племенного скотоводства с этим справиться не смогла.
— Открылось 16 палат в области овцеводства вместо планируемых четырех, началась борьба за взносы: кто создает палату, тот богатый; кто возглавляет ее, тот влиятельный. Здесь так же будет. Рынок перевозок большой, субъектов очень много, - заметил Баккожаев.
Алтай Али не разделил его опасения, аргументируя тем, что в сфере животноводства была борьба за субсидии, а в сфере автоперевозок таких потоков денег нет. Скепсиса в обсуждение добавила депутат Каракат Абден. Она считает, что контролировать качество автоперевозок можно через системы GPS - отслеживать километраж, скорость, время езды и отдыха на стоянке.
— Прежде чем идти на это совещание я поговорила с группой молодых айтишников. Они говорят, что это несложно. Много ума не надо, чтобы передать (контроль над качеством перевозок- Ред.) в конкурентную среду. Но передать с четкими установками по техническим требованиям, - заметила Абден.
Ее поддержал и руководитель рабочей группы, депутат Тилектес Адамбеков. Законопроект он счет недостаточно проработанным.
— По своему опыту сужу: законопроект «сырой». Об этом сказали и мои коллеги. Вы (правительство – Ред.) хотите свою ответственность перекинуть в частный сектор. Такое ощущение, что то, что вам по силам, вы оставляете, а то, что нет - отдаете рынку, - сказал Адамбеков.
Несмотря на критику, депутаты пообещали изучить законопроект и внести свои предложения в рабочих группах.
Читайте также: «Просил не приставать к женскому персоналу» - потерпевший по делу Мухамедиулы
Байланысты жаналықтар
MalimBlocks

Кооперации аграриев нет, но субсидии льются рекой
В правительстве обещают сдержать цены перед новогодними праздниками, но эта мера будет временной. Со следующего года упразднят госрегулирование цен на девять наименований социально-значимых товаров, а с июля следующего – на остальные десять. Чиновники считают, что выгоднее поддерживать отечественных сельхозтоваропроизводителей, объединив их в кооперативы. Но сами аграрии от этой идеи не в восторге.
Резонанс Бишимбаева, или почему казахстанцы онемели от насилия
Гибель жены бывшего министра нацэкономики Куандыка Бишимбаева Салтанат Нукеновой в результате семейного скандала в столичном ресторане BAU, снова погрузила страну в состояние беспомощности и тревоги. И дело не только в том, что осужденный за коррупцию, но помилованный президентом Бишимбаев мог в эти грустные ноябрьские дни сидеть в тюрьме, а в том, что случившееся убийство – результат нормализация насилия, когда даже нахождение жертвы в публичном месте не дает ей шанса быть спасенной.
Прощай, Миттал. Казахстан ждет новых иностранных инвесторов
Очередную пятилетку индустриализации задумали в правительстве. В четверг, на заседании сената, министр промышленности и строительства Канат Шарлапаев рассказал о 15 инвестиционных проектах, которые к 2029 году должны обеспечить налоговые поступления в бюджет в размере 960 млрд тенге. Ожидается, что показатель ВВП повысится на 4,7%. Но как это отразится на жизни граждан, Шарлапаев не уточнил.
Бездумные покупки казахстанцев в кредит возмутили депутатов
Депутаты мажилиса, никогда не способные посеять интригу, в пятницу, 20 октября, все же обещали устроить разбор полетов правительству. Никаких личных или официальных обещаний, конечно не было. Надеяться на встряску для чиновников позволяла лишь тема предстоящих парламентских слушаний «О снижении закредитованности населения и повышении финансовой грамотности».