BI Group и компания! Как строят школы в Казахстане
Общественный фонд «Цифровое общество» провел независимую оценку эффективности государственных закупок строительно-монтажных работ по строительству школ в Казахстане за 2021 год и за 9 месяцев 2022 года.
За указанный период проанализировано более 200 госзакупок строительства новых общеобразовательных школ по всем областям и трем городам республиканского значения на основе открытых данных портала госзакупок РК.
Читайте также: Город против олигархов. Почему Кульгинов не дает митинговать в столице?
По итогам проведенных аналитических исследований составлены рейтинги эффективности расходования средств государственного бюджета акиматами, рейтинг конкурентности закупок, организуемых акиматами, рейтинг подрядчиков – получателей десяти крупнейших госзаказов на строительство новых школ за 2021 год и первые 9 месяцев 2022 года.
Рейтинг эффективности строительства новых школ областными акиматами и акиматами городов республиканского значения Республики Казахстан за 2021 год
Наименование региона, города республиканского значения |
Диапазон по стоимости одного ученического места в млн тенге, максимум – минимум стоимости в одном регионе |
Место по эффективности расхода бюджетных средств |
Костанайская область |
2,23 – 1,72 |
1 |
город Астана |
2,25 |
2 |
Мангистауская область |
2,96 – 2,33 |
3 |
Павлодарская область |
3,31 |
4 |
Западно-Казахстанская область |
3,31 – 2,53 |
5 |
Актюбинская область |
4,08–2,24 |
6 |
город Алматы |
4,12 – 3,92 |
7 |
Восточно-Казахстанская область |
4,65 |
8 |
Туркестанская область |
4,7 – 0,89 |
9 |
Северо-Казахстанская область |
4,74 |
10 |
Атырауская область |
4,76 – 2,5 |
11 |
Кызылординская область |
4,95 – 2,83 |
12 |
Акмолинская область |
7,57 – 2,32 |
13 |
Алматинская область |
11,68 – 1,95 |
14 |
город Шымкент |
14,5 |
15 |
Данный объективный показатель демонстрирует, насколько специалистам акимата, которые организовывают и проводят конкурсы по закупке строительно-монтажных работ на рынке, то есть у частных строительных компаний, удается соблюдать на практике принцип эффективности бюджетной системы. Согласно Бюджетному кодексу РК суть принципа эффективности заключается в разработке и исполнении бюджета исходя из необходимости достижения наилучшего прямого и конечного результата с использованием утвержденного объема бюджетных средств или достижения прямого и конечного результата с использованием меньшего объема бюджетных средств.
Замечание: в 2021 году в городе Астане было проведено 3 тендера на строительство трех новых школ, из которых строительство одной школы вошло в общий проект строительства многоэтажного комплекса, куда входят детский сад и школа на 1200 учеников, проект еще одной школы на 1200 учеников представляет собой проект достройки незавершенного строительства. Поэтому средние данные по стоимости ученического места брались только из проекта одной школы на 1200 учеников.
Рейтинг конкурентности госзакупок строительства новых школ акиматами Казахстана за 2021 год
Наименование региона, города республиканского значения |
Среднее количество заявок на участие в тендерах строительства новых школ |
Место по уровню конкурентности госзакупок |
город Алматы |
14 |
1 |
Павлодарская область |
9 |
2 |
Западно-Казахстанская область |
6 |
3 |
Северо-Казахстанская область |
6 |
4 |
Алматинская область |
5,3 |
5 |
Туркестанская область |
5,1 |
6 |
Костанайская область |
4,5 |
7 |
Мангистауская область |
4,3 |
8 |
Акмолинская область |
4 |
9 |
Атырауская область |
3,5 |
10 |
город Астана |
3,4 |
11 |
Кызылординская область |
3,3 |
12 |
Актюбинская область |
3,2 |
13 |
Восточно-Казахстанская область |
3 |
14 |
город Шымкент |
2 |
15 |
Данный рейтинг конкурентности госзакупок строительства новых школ акиматами Казахстана отражает степень обеспечения акиматами равных конкурентных условий для всех потенциальных поставщиков строительно-монтажных работ по строительству новых школ. ОФ «Цифровое общество» считает, что только через открытую, максимально инклюзивную и честную конкуренцию между потенциальными поставщиками, участвующими в тендерах, госзаказчик сможет добиться наилучшего по цене и качеству предложения от потенциальных поставщиков.
Поэтому экспертами ОФ «Цифровое общество» предложен рейтинг конкурентности закупок, проводимых каждым акиматом, на основе ясного и простого критерия – среднее количество заявок на участие в тендерах строительства школ в данной области.
Рейтинг 10 получателей крупнейших госзаказов на строительство новых школ в 2021 году
Наименование компании |
Объем полученных госзаказов в млрд тенге |
Доля в общем объеме госзаказа на строительство новых школ в |
ТОО «BiGlobal» БИН 031240001439 |
32,05 |
24,4 % |
ТОО «KAZPACO» (КАЗПАКО) БИН 011240001485 |
21,75 |
16,6 % |
ТОО «Оңдасын Строй» БИН 060440009800 |
6,74 |
5,1 % |
ТОО «Корпорация АҚ ордасы» БИН 060340003659 |
6,65 |
5 % |
ТОО «SCS Инжиниринг» БИН 060540005386 |
5,6 |
4,3 % |
ТОО «Құрылысшы-ТБС» БИН 030440000930 |
5,19 |
3,95 % |
ТОО «БатысАльянсСтрой» БИН 021040004147 |
4,67 |
3,56 % |
ТОО «СП "NEFT» БИН 050540006095 |
3,45 |
2,63 % |
ТОО «Гунн Строй сервис» БИН 060240002985 |
2,34 |
1,78 % |
ТОО «НҰР-ШАПАҒАТ-ҚҰРЫЛЫС» БИН 061240001543 |
2,15 |
1,64 % |
Данный рейтинг отражает степень концентрации поставщиков на рынке госзаказа строительства школ. Рассчитаны доли данного рынка, охваченные первой десяткой подрядчиков, получивших самые большие госзаказы.
Продолжение читайте здесь