Нами прикрываются: Жанна Нурсеитова о плане застройки Алматы
Недавно в алматинском маслихате презентовали «Программу развития города Алматы до 2025 года и среднесрочные перспективы до 2030 года». Однако некоторые общественники, ранее входившие в рабочую группу, выразили недовольство результатом опубликованного документа в части, касаемой застройки города. Активистка Алматы Жанна Нурсеитова рассказала, как шло обсуждение.
- Жанна, входили ли вы в число участников рабочей группы по обсуждению генерального плана развития города Алматы, как части «Программы развития города Алматы до 2025 года и среднесрочные перспективы до 2030 года»? И как вы оцениваете представленный акиматом в маслихате документ?
- Я и другие активисты входили в число 130 человек – группу по работе с генпланом. Во-первых, этот документ – пустышка, там одни общие слова. Знаете, нас все эти годы любили кормить словами «благосостояние алматинцев». Но как будут добиваться благосостояния, достигать этих показателей, остается непонятным. Во-вторых, из тех замечаний, которые активисты вносили, ничего не было учтено. А теперь нами прикрываются и говорят, что в рабочую группу входили активисты. Что толку, что мы туда входили, если мы были проигнорированы, и в конце концов просто вышли из группы. Власти города создали другую группу, без нас. Кто вошел в эту группу я не знаю, это тайна за семью печатями.
Читайте также: Бесконтрольное «развитие» Алматы возмутило общественников
- Однако был опубликовал список экспертов, работающих над программой развития города…
- Но многих активистов, которые принимали в ней участие изначально, в этом списке нет. Повторюсь, многие вышли из этой экспертной группы, когда стали понимать, что делают напрасный труд, и ожидания тщетны.
- С какими мерами нового плана развития города вы не согласны?
- Например с тем, что планируется располагать начальные классы на первых этажах жилых комплексов. Это вообще недопустимая вещь! Я понимаю, что акимату нужно решать проблему нехватки школ прямо сегодня, но это не решение. Государство для строительства школ может выкупать земли, находящиеся во владении застройщика. Закладывайте деньги в бюджет и выкупайте! В том же микрорайоне «Самал» есть трехэтажные ветхие дома. Это вопрос всего лишь нескольких миллиардов тенге. У нас на ненужную реконструкцию улицы Жамбыла выделяют 4,5 миллиардов.
- Как велась ваша работа над корректировкой генплана города?
- В начале года мы собрали все проблемы города, расписали их, также расписали пути их решения, и этот документ направили в акимат на рассмотрение. Я рада, что хотя бы часть из них была принята во внимание, это - многоуровневая парковка, ограниченная этажность домов и некоторые решения по проблемам общественного транспорта. То есть, мы полностью системно описали все проблемы города, также системно описали пути их решения, отнесли этот документ Мухиту Азирбаеву (замакима Алматы - Ред).
Но к нам, почему-то, относятся как к детям, а ведь над документом работали активисты, многие из которых отличные специалисты своего дела. Я, например - кризисный пиарщик, есть экономисты, работающие в Big 4 («Большой четверкой»), есть топовые юристы и так далее. То есть этот документ совершенно бесплатно готовили лучшие эксперты, плюс нам помогали друзья, проживающие в европейских странах, - бумага не с потолка взята. Да, часть наших предложений приняли, и аким их озвучил, мы их услышали. Но почему-то были проигнорированы абсолютно здравые решения.
- Какие, например?
- Например, по аль-Фараби мы предлагали выделить полосу для автобусов, утром и вечером в часы пик там пробки, и скорая не может проехать, а ведь от этого зависит чья-то жизнь. Вопрос транспорта и спецслужб нужно решать обязательно.
Кроме прочего, мы подсчитали, сколько денег нужно на выкуп у застройщиков земли, чтобы построить на ней школы и детсады, решить вопрос нехватки ученически мест. Мы понимаем, что бизнесмены должны развиваться, у жителей нет желания, чтобы бизнес понес убытки, ведь бизнес, как вода, какие условия задаешь, под такие он и подстраивается. Бизнес подстроился под то, что раньше можно было беспределить, но виноваты не предприниматели, а те люди во власти которые позволяли это делать. Теперь надо не ссылаться на то, что тогда сделали плохо, а исправлять ситуацию.
Читайте также: Большие проблемы из-за мобилизации в России ждут Казахстан
Мы подсчитали что выкуп в каждом микрорайоне города земли у застройщика обойдется примерно в 200 млрд тенге. Отмечу, что это годовой бюджет одного управления. По этому вопросу мы предлагали провести референдум: готовы ли жители города год поездить по дырявым дорогам, обойтись без каких-то концертов, без замены бордюров и каких-то реконструкций. На что чиновники нам ответили, что жители будут против. А на самом деле жители как раз готовы год потерпеть, если взамен этого будет выкуплена земля под строительство школ, детсадов по всем нормативам, потому что мы знаем, что сейчас в республике есть деньги на строительство школ и не на первых этажах новых ЖК, где не выполняются нормы СЭС и будут постоянно возникать конфликтные ситуации, так как детское учреждение по СНиПам подразумевает закрытую территорию с точки зрения безопасности.
Кто вообще мог додуматься до такого ужасного предложения – открывать школы на первых этажах ЖК? Ведь таким образом ущемляются права детей, они будут дискриминированы по сравнению с теми детьми, которые будут ходить в нормальные школы. Есть стандарты по строительству школ и детсадов, которые писали квалифицированные ученые, педагоги и психологи. Их нужно соблюдать.
- Насколько мне известно, вы оправляли в МЧС запрос о местах сбора при землетрясениях, что вам ответили?
- Ответили, что, например, в районе, где я живу – угол улиц Сатпаева и Егизбаева - в общей сложности проживают 12 000 человек, а место сбора при землетрясении у нас на рассчитано на 500 человек. То есть, получается, что оставшиеся 11 500 человек в случае ЧП должны погибнуть? Но согласно требованиям к местам сбора землетрясения должны быть предусмотрены три площадки: для погибших, для людей с ранениями и для живых. Мы смотрели на компьютерном симуляторе, как будут падать дома, и увидели, что наши маленькие узкие улицы в случае катастрофы будут просто завалены, и к нам не проедет скорая помощь. Даже выжившие раненые не выживут.
Нам все время говорят, что о нас заботятся, но руководствуясь логикой и математикой, можно понять, что у нас нет места сбора при землетрясениях, нет скверов, которые просто необходимы для здорового психологического состояния. Жители находятся в раздраженном состоянии, если в шаговой доступности нет зеленых насаждений.
Существует СНиП, что должен быть парк районного значения. В нашем районе, например, зелени нет. В ответ на это и.о. главного архитектора Алматы Алмасхан Ахметжанов сказал мне, что недалеко от нашего дома есть озеро Сайран. Но идти туда 15-20 минут, сначала нужно дойти до Сатпаева, потом до речки, и потом вниз по речке, а зимой так вообще пройти невозможно. А напротив нашего дома, где BI Group собирается на трех гектарах построить очередной ЖК, есть чудесное место и под школу, и под детсад, и под сквер. Школа в нашем квадрате перегружена. Мы предлагаем акимату эту землю выкупить, даже не говорим «верните», хотя несколько лет назад эта земля была в госсобственности, позже перешла к одному собственнику по постановлению акима, потом была продана застройщику BI Group. Мы даже про это молчим, просим заплатить строительной компании рыночную цену и дать ей землю в каком-нибудь Турксибском или Наурызбайском районе, где действительно нужны новые дома, ведь там некоторые люди до сих пор живут в каркасно-камышитовых домах.
- Может там не так выгодно, как в центральной части города?
- Там доход для любого застройщика будет не 300-400 процентов, а 50-70. Из жителей постоянно делают каких-то идиотов, говорят, что плотность застройки позволяет строительство. Но эту плотность застройки они двигают, как шарик. Попробуйте добиться от акимата карты по плотности застройки и плотности населения, это самый секретный документ!
- Однако вы сказали, что все-таки какие-то решения активистов, работающих над генланом, были приняты и учтены в «Программе развития города Алматы»?
- Во-первых, приняли наше предложение по этажности домов не более трех этажей выше улицы Аль-Фараби, не более девяти этажей выше улицы Абая, и не более 12 этажей выше улицы Толе би. Во-вторых, приняли решение по вопросу парковки. В городе есть новые дома без парковки, не будут же они сейчас сносить эти дома… Например, ЖК «12 месяцев» без парковки. Теперь жители жилого комплекса перекрывают улицу Гоголя, требуя, чтобы власти выкупили жилой частный сектор и на его месте сделали парковку. Но большинство из тех, кто живет в частном секторе, не хотят продавать дома. Люди там всю жизнь жили, тут нарисовался новый комплекс, и их теперь вынуждают продать дома, еще и ниже рыночной цены. Разве это нормально? И это все только потому, что застройщик не построил паркинги. Решить этот вопрос можно, возведя высотный многоуровневый паркинг на месте небольшой парковки по опыту Китайкого города Урумчи. Такое же решение можно применить на улице Панфилова, где тоже всегда проблема с парковкой.
Читайте также: Правительство усиливает неравенство в образовании. Чем это грозит?
Также приняли наше решение по общественному транспорту. На пересечении улиц Кажибекова-Розыбакиева при акимстве Бакытжана Сагинтаева автобусная и троллейбусная остановка была отдана под застройку. И только после того, как активисты подняли шум, акимат уже при Ерболате Досаеве вернул ее в госсобственность. Проблема в том, что отдавая землю, не производится анализ. У нас получается транспортная стратегия города идет отдельно, а застройка отдельно, хотя они должны быть единым процессом.
Еще одна проблема – не все конечные остановки оборудованы туалетами. Есть жалобы со стороны жителей, что водители справляют нужду в подъездах. Можно бесконечно наказывать водителей, но нужно же смотреть на причину, почему так случилось. И мы, учитывая, что у бюджета нет денег, но есть прекрасный инструмент ГЧП, предложили решить вопрос посредством нескольких проектов, в рамках которых построили бы туалеты, например, такие же как в парке первого президента. Таким образом решится вопрос с туалетами плюс там же будет небольшая столовая, где можно перекусить. При этом бюджет никаких затрат не несет. Мы на каждую проблему предложили решение.
Читайте также: Мы растим больное поколение – педагог Наталья Дрейт
Фото со страницы Ж.Нурсеитовой в соцсетях